Программа MBA. Дополнительно
Спрос на МВА по-прежнему велик. Многие искренне считают, что эта степень решит чуть ли не все проблемы. Но самые умные уже давно уяснили, что, во-первых, не во всякую бизнес-школу стоит поступать, а во-вторых, что будущее за специалистами-профессионалами. Поэтому выбирают не МВА вообще, а специализированную, и только в той школе, которая этой специализацией славится. Сливки собираются на Западе Специалистов широкого профиля выпускает только так называемая USA Magic 7 (M7: Harvard, Kellogg, Stanford, Wharton, Columbia, MIT, Chicago) плюс две европейские школы - LBS и INSEAD. Они берут людей с любым опытом и, что называется, открывают все двери. Считается, что обучение в одной из этих школ, вне зависимости от специализации, обеспечит стопроцентное трудоустройство. Понятно, что поступают в эти школы только самые лучшие и подготовленные. Остальные школы в той или иной мере специализированы: они ориентированы на определенную сферу (маркетинг, консалтинг, финансы) или на определенный регион. Подавая документы туда, надо быть уверенным, что специализация вам подходит (или наоборот - вы подходите школе). Однако не каждый поступающий в бизнес-школу ясно представляет себе, чем хочет заниматься по окончании. По статистике компании МВА Consult, более 70% россиян поступают на MBA, чтобы сменить род деятельности. Кроме того, поскольку российские компании редко оплачивают обучение сотрудников, многие выбирают МВА, чтобы "развязать себе руки" - расширить карьерные возможности по окончании. Случается и такое. Человек выбирает специализацию, например, инвест-менеджмент. Потом в школе начинаются презентации рекрутеров, знакомство с работодателями и человек понимает, что ему было бы интереснее заниматься чем-то другим. Кто-то очень удачно сказал, что на встречах с рекрутерами студенты чувствуют себя, как дети в гипермаркете конфет: столько всего заманчивого, но что же выбрать. Но все же многие слушатели МВА - люди взрослые и опытные - знают, чего хотят. Они используют свой предыдущий опыт и предпочитают и дальше работать в той же сфере, но только на другой - более высокой - позиции. Резкий рывок вперед - карьерный и финансовый - один из главных мотивов поступающих на МВА. И хотя специализаций МВА достаточно много (см. ниже), а внутри каждой есть более узкие сектора, российские студенты предпочитают две - финансы и general management, другие сферы запрашиваются значительно реже. Имеет смысл подавать документы в бизнес-школы, лучшие по данной специализации (см. таблицы). Выпускники "топовых" бизнес-школ даже через пять - семь лет после окончания получают на десять, а то и сорок процентов больше, чем выпускники школ неэлитных. По мнению руководителя MBA Consult Вячеслава Давиденко, основное и существенное отличие школ первой десятки от остальных заключается совсем не в профессуре или рейтингах. Элитные бизнес-школы, именно в силу своей элитности имеют возможность отбирать самых лучших, самых сильных, самых перспективных студентов. При этом бывшие слушатели спустя пять лет зарабатывают больше денег не потому, что окончили престижную школу, а потому, что в этой школе учатся потенциально более сильные студенты. "Поэтому большое отличие наших школ от западных в том, что западная школа как бы собирает сливки со всего мира - самых ярких, неординарных, чего-то добившихся людей", - резюмирует Вячеслав Давиденко. Ситуация с трудоустройством в России и за рубежом с каждым годом меняется, и достаточно сложно спрогнозировать, что произойдет через несколько лет. По мнению г-на Давиденко, два года назад возвращалось 10% выпускников западных бизнес-школ, а в следующем году вернется 40%. Связано это с тем, что в настоящий момент на Западе переизбыток специалистов со степенью МВА, а в России их не хватает. Дошло до того, что в августе "большая пятерка" аудиторско-консалтинговых компаний мира (Accenture, Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers) официально объявила, что этой осенью отказывается от набора новых сотрудников из числа выпускников МВА. Однако российских подразделений названных компаний это решение не коснулось - они продолжают увеличивать штат (в то время как на Западе его повсеместно сокращают). И только сейчас России начали требоваться именно узкие специалисты-профессионалы. Специализация, полученная в бизнес-школе, оказывается весьма кстати. К российской действительности адаптирована У западной бизнес-школы остается право выбора: принять или не принять претендента. В России потенциальные слушатели программ МВА пока еще сами принимают решение, какой школе отдать предпочтение. Критерии выбора следующие: известность и авторитет бизнес-школы и рекомендации выпускников, содержание программы, совпадение специализации программы с личными интересами, наличие государственного диплома, возможность выбора специализации, контингент коллег-слушателей, организация учебного процесса. Компаний, которые оплачивают обучение своих сотрудников по программе МВА, в России на порядок больше, чем тех, которые отправляют работников получать западный вариант степени. И это понятно: фирмам, позиционирующимся на рынке России, нужны грамотные специалисты, знающие местную специфику. Такие слушатели не затрудняются с выбором специализации, ясно представляют себе дальнейший должностной и финансовый рост. Если говорить о формальных перспективах карьерного роста, то они примерно одинаковы как у выпускников общих программ, так и у выпускников программ со специализацией. Общая программа дает более широкие возможности, в то время как программа специализированная повышает шансы именно в конкретной сфере. За последние годы и среди российских бизнес-школ появились свои "топовые" - это те, кто уже больше десяти лет на рынке. Институт бизнеса и экономики совместно с California State University, Hayward предлагает единственную в России программу МВА, получившую аккредитацию AACSB в США. Специализации - "Бизнес и экономика", "Финансы", "Маркетинг". Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" известна программами, аккредитованными London Guildhall University: "МВА-финансы" и "МВА-маркетинг". В ВШМБ пять специализаций: стратегический менеджмент и предпринимательство, управление финансами, управление внешнеэкономической деятельностью, маркетинг, малый и средний бизнес. Международный институт менеджмента ЛИНК предлагает многоуровневую систему подготовки на основе программ Британского открытого университета и программы МВА ЛИНК по российскому стандарту. В магистратуре МЭСИ готовят управленцев, хорошо разбирающихся в человеческих ресурсах и финансах, антикризисном и стратегическом менеджменте, логистике, маркетинге. Это обучение по классической программе General МВА. В Институте бизнеса и делового администрирования предлагаются программы "Стратегическое управление", Executive MВА и General МВА. Как точно заметила декан факультета магистерской подготовки МЭСИ, профессор Элеонора Вадимовна Вергилес, в России карьера менеджера зачастую складывается своеобразно. Успешного маркетолога "повышают", назначая вице-президентом по стратегическому развитию или передавая в его ведение службу логистики и т.п. Подобное назначение может стать карьерным взлетом, а может и привести к провалу. Чтобы последнего не случилось, узкой специализации порой недостаточно. Необходимы разносторонние знания и навыки в области экономики и управления. Портрет идеального кандидата на поступление в западную бизнес-школу Молодой человек 26-29 лет, работающий в западной компании, офис которой расположен в Лондоне или Нью-Йорке. Он свободно говорит по-английски, на момент отправки документов два-три года поработал за границей и у него есть опыт работы в известных компаниях. Среди его рекомендателей один из его боссов. А помимо работы, он еще активно занимается какой-то общественно-полезной деятельностью. Это разносторонний человек, у которого есть хобби, увлечения. Он интересен другим людям не только как специалист в своей профессиональной области, но и просто как собеседник. Специализации МВА Финансы, маркетинг, информационные технологии, управление человеческими ресурсами, бизнес-исследования, консалтинг, управление производством, стратегический менеджмент, гостиничный менеджмент, внешнеэкономическая деятельность. Материалы предоставлены Издательским домом "Мнемо" |