Аспирантура за рубежом

Аспирантура за рубежом


История

Аспирантура в Европе и в России

Зачисление

Personal Statement

Престижный унивениверситет

Престижная специальность

Перспективы трудоустройства

Работа

История

Плох тот aspirant, который не мечтает стать генералом. Потому что когда-то аспирантом назывался только скромный - вроде старшины - чин во французской армии. Те, кого мы теперь называем аспирантами, никак не назывались: просто уходили люди в науку и получались из них хорошие инквизиторы. Или потенциальные жертвы инквизиции. Потом служебное рвение и научный энтузиазм объединились. У нас в аспирантуре пока не столько учатся, сколько прячутся - от призыва, от безработицы, от серости. Поэтому конкурсы на поступление огромные, а защищают диссертации единицы. Решил человек свои проблемы - пошел работать. Ученая степень уже ни к чему. Это, ясное дело, неправильно, и рано или поздно пройдет. Потому что во всем мире действует логика целесообразности: закончил университет, начал работать, обнаружил, что знаний не хватает - пора получать мастерскую степень. Интеллектуальные горизонты расширяются вместе с карьерными перспективами.

Аспирантура в Европе и в Россиии

Самоощущение Европы как многонационального мегаполиса позволяет точно совместить свои цели с возможностями школы, отправляясь на обучение туда, где та или иная отрасль науки развивается наиболее динамично и ярко, где больше всего востребованы специалисты выбранной области. Континентальная интеграция породила в 90-е годы новый образовательный тезис: человек в современном мире не может быть достаточно развитым, если ему не удалось провести хотя бы семестр в образовательном процессе другой страны. Европейцы начинают этому тезису следовать уже на университетской стадии, пользуясь досконально проработанными механизмами взаимодействия между университетами-партнерами.

Россиянам они по большей части недоступны: широко практикуемый во всем мире безвалютный обмен не работает, потому что цены на образование в России несопоставимы с мировыми, да и боятся к нам ехать европейские студенты. Восполнить неизбежный пробел может аспирантура, и чтобы использовать этот шанс, нужны или большие деньги или большие способности, выгодно дополняемые упорством. Деньги позволяют процесс зачисления в аспирантуру упростить и ускорить: специалисты подберут подходящий вуз, помогут подготовить необходимые документы и т.д. Талантливая бедность прокладывает себе дорогу сама - в основном через систему scholarship, компенсирующую от 20 до 100 процентов расходов на обучение. Закон прост: чем больше ленишься, тем больше платишь.

Зачисление

Зачисление в аспирантуру куда более длительное и кропотливое, чем в университет. Университетский диплом - что-то вроде второго аттестата зрелости, свидетельство о получении базовых навыков. А в аспирантуре должна учиться сформировавшаяся личность, уверенно определяющая цель обучения и достоверно знающая свои карьерные перспективы. Как условие зрелости понимаются трудовой стаж, опыт исследовательской работы, публикации научных статей и т.д.

Personal Statement

Как доказательство неслучайного выбора - грамотное Personal Statement. Писать его - целая наука. Кстати, в некоторых аспирантских школах Personal Statement не требуют, оставляя в анкете одну строку для указания цели обучения. Но дальше микроскопическими буквами - "если вам не хватило здесь места, можете приложить к анкете дополнительный лист". Это ловушка: одним предложением обрисовать круг научных интересов можно только в том случае, когда он определяется общими словами, то есть фактически остается неопределенным. Среди принципиально важных требований, часто маскируемых под факультативные, стоит упомянуть так называемые "знаки отличия". Особое значение они приобретают при зачислении в аспирантуру престижных вузов.

Престижный университет

Гарвард, Эдинбургский университет, Тринити Колледж - это пароль, вызывающий у работодателей благоговейный трепет. Сообщают его немногим: Гарвард, например, остается школой для детей известных политиков и крупных бизнесменов. Причем в основном тех, которые сами учились в Гарварде - с таким упорством династические принципы не продвигаются больше нигде.

Простому смертному, задумавшему штурмовать эту крепость, нужно быть не просто хорошим учащимся, но и выдающимся человеком, фигурой, претендующей на особое место в обществе. Грамоты, похвальные листы, медали, сертификаты об окончании каких-либо курсов - пригодится все. Такое требование вызывает у соотечественников оторопь. Поощрения за ударный труд, отличную успеваемость в младшей школе, сбор макулатуры и т.д. показывать кому-то у нас теперь не принято.

Наши грамоты "по шкапчикам" лежат не от скромности. Их ценность отменили социальные потрясения. Когда высшее образование стало считаться ненужной роскошью, выпускникам вузов перестали выдавать значки-"поплавки". Понятно, что в начале 90-х университетский значок на плаву своего обладателя не держал. Но конкурсы в вузах с тех пор изрядно подросли, "в/о" при найме требуют все чаще, а поплавков все нет. Мне, например, в университете не выдали. Вручили медаль - по виду в точности как шоколадная (лежит "в шкапчике", ждет своего часа).

В стабильных обществах все иначе: знак отличия свидетельствует, что человек включен в общественную жизнь, занимает активную гражданскую позицию, и любые ее проявления существенны. Потому что блестящая карьера - это не только постоянное продвижение по служебной лестнице и большие заработки, но и неуклонно растущий авторитет.

Престижная специальность

Самая естественная - и поэтому наиболее распространенная - мотивация выбора зарубежного аспирантского образования коренится в недостатках национальной образовательной системы, слабыми местами которой по разным причинам сегодня оказались многие гуманитарные дисциплины и экономические науки.

Историю, искусствоведение, литературоведение, филологию приходится освобождать от идеологически выверенных постулатов. Социология и психология еще слишком молоды, чтобы фундаментальное образование по соответствующим специальностям могло серьезно конкурировать с европейским или американским. Политология и экономика - вообще, можно сказать, в молочном детстве. Есть прекрасные высококвалифицированные преподаватели, но сложившейся национальной школы нет, на ее создание требуются десятилетия.

Наибольший интерес в России вызывает зарубежное экономическое образование. В период затяжных экономических реформ это очень радует - высококвалифицированные специалисты начнут управлять экономикой, основываясь на закономерностях мировых экономических процессов, и авантюрные эксперименты наконец закончатся. Радость несколько отравляет тот факт, что в 9 случаях из 10 россияне вкладывают деньги в зарубежное аспирантское образование с расчетом на зарубежное же трудоустройство.

Перспективы трудоустройства

Способных и трудолюбивых среди них много: на появившихся на международном рынке труда российских аспирантов в начале 90-х был большой спрос. Одно время на дверях американских посольств в виде общего правила висели объявления, в которых прошедшие обучение в США российские граждане приглашались на работу в Канаду. Вызывая страшные аншлаги на экономических факультетах вузов, постперестроечные годы учили нас, что экономическое образование и безработица несовместимы.

Но рынок имеет свойство насыщаться, и даже экономистов рано или поздно становится слишком много. Скрытые тенденции выявляются в экстремальных условиях: в послекризисном сентябре 1998 года средства массовой информации на основе социологических данных составили перечень невостребованных профессий. В "рейтинге безработицы" с хорошим отрывом лидировали экономисты. Мода, как всякое нефункциональное явление, способна побеждать здравый смысл.

В Россию с некоторым опозданием пришла мода на МВА. Master of Business Administration, безусловно почетная степень, обещающая интересную и высокооплачиваемую работу. Обидно, когда она остается невостребованной, а вероятность этого, увы, весьма велика. У обладателя степени МВА, добивающегося зарубежного трудоустройства, есть две возможности: основать собственное предприятие и управлять им по последнему слову бизнес-администрирования (на это требуется значительный стартовый капитал) или наниматься в местную кампанию. Шансы быть принятым на должность управляющего, например, в национальную корпорацию в Австралии, у российского гражданина не очень большие. Тем не менее спрос остается колоссальным, и дипломированные инженеры, физики, химики, специалисты по компьютерным технологиям, которых жизнь заставила заняться бизнесом, ломятся (по-другому и не скажешь) на МВА, вместо того, чтобы осваивать методы управления конкретной отраслью. Узкие специалисты вообще легче находят свою нишу на трудовом рынке, потому что универсальность нередко грешит поверхностностью.

Работа

Политика США в отношении потенциальных мигрантов в последние годы решительно изменилась: очень сложно получить визу для обучения в американских университетах, почти невозможно добиться разрешения на работу. Приоритеты выпускников российских вузов автоматически сместились, и в центре внимания оказалась Австралия. Большой интерес вызывают сейчас практически ориентированные австралийские вузы, где академический подход дополняется выгодными организационными решениями проблем будущего трудоустройства.

Например, технический университет в Сиднее (University of Technologу, Sidney) непосредственно работает с компаниями, которые могут стать потенциальными работодателями для своих выпускников: руководители компаний входят в ученые советы, присуждающие степень мастера. Вторую позицию держит Европа - удается это в значительной мере за счет шотландских университетов, уловивших настроение работодателей, все больше склонных искать хорошо ориентирующихся на рынке специалистов узкого профиля.

Программа изучения юридических или экономических аспектов нефтегазовой промышленности университета Данди (Dundee) сегодня считается лучшей в Европе и одной из лучших в мире. Как способ обучения аспирантов, нацеленных на карьерный рост, лекционно-семинарские программы (Сoursework), предлагаемые Данди, аналогов не имеют. Аспиранские исследовательские (Research) курсы подчиняются общей установке на практическую ценность, поощряя научные изыскания в области технологий. Есть мнение, что Шотландии удалось пробиться в тройку стран, лидирующих по количеству открытий на душу населения, благодаря энергичной научной работе, которую ведут университеты. Из числа наиболее интересных открытий, можно назвать, например, созданный в университете Роберта Гордона. самоотапливаемый дом, конденсирующий тепло человеческого тела.

От современной российской аспирантуры зарубежная принципиально отличается тем, что понимается как промежуточный этап между университетским образованием и престижной, интересной и полезной для общества работой. Чем дальше продвигаются в этом направлении зарубежные аспирантские школы, тем больше хочется верить, что и российскому обществу доведется получать дивиденды от международного образовательного процесса. Потому что вложено в него уже немало.