Программа MBA. Дополнительно
В течение нескольких месяцев я имел возможность наблюдать человека, поступившего с американскую бизнес-школу. Его мечта сбылась и он поступил в Michigan Business School. Но сколько времени и сил у него отняло поступление! В принципе поступить в школу нетрудно - по крайней мере такое впечатление должно сложиться у потенциального студента после просмотра www-страницы школы или брошюры. Нужно пройти два теста, получить рекомендации от двух людей, написать несколько сочинений, заполнить формальные документы и записаться на интервью с представителем школы. Подать документы и ждать несколько месяцев ответа. Привлекательность бизнес-образования также не вызывает сомнений после прочтения брошюр от школ. Карьера в крупнейших консалтинговых компаниях и инвестиционных банках с зарплатой $80-90 тыс. считается традиционной для выпускников 2-х летних программ в американских бизнес-школах. На практике выходит не все так просто и быстро. Например тесты. Один из них на знание языка - TOEFL - редко вызывает затруднения у людей с регулярным опытом общения с англоговорящими людьми. Как правило школы устанавливают проходной балл по этому тесту в 250 из 300 баллов. Другой тест - GMAT - на аналитические способности, которому университеты придают гораздо больше внимания. Тест состоит из трех частей: две части - это выбор правильных ответов из 5 вариантов на компьютере, одна часть - письменная, из двух сочинений, которая может быть выполнена на компьютере или на бумаге. Две электронных части делятся на математическую и так называемую вербальную. Первая позволяет оценить математические способности студента, вторая - языковые и аналитические. Счет по GMAT состоит также из двух частей - баллов за сочинения и баллов за компьютерный тест. Максимальны балл теста - 800, студентов с результатом ниже 600 баллов лучшие американские школы не рассматривают, поскольку тесты, якобы, позволяют оценить готовность аппликанта учиться и успешно сдавать экзамены по выбранной программе. Русскоязычному человеку со средним уровнем английского понадобится 2-3 месяца для того, чтобы подготовится к нему. Как правило, у русских студентов бывает очень высокий счет по математике, однако, низкий счет по вербал-части. Говорят, что чем выше балл, тем лучше, однако, сами школы всегда обращают внимание потенциальных студентов на то, что низкий балл по GMAT не обязательно означает автоматический отказ, а высокий балл - не гарантирует поступления. Другим свидетельством готовности к учебе потенциального студента из России может быть его первого образование - степень бакалавра. Все университеты требуют так называемой undergraduate GPA - средний балл диплома бакалавра. Если этот был у потенциального студента невысок, и если его GMAT ниже среднего, то это может вызвать закономерные вопросы о том, насколько готов такой аппликант к учебе с бизнес-школе. Подавляющее большинство крупнейших бизнес-школ слабо представляют себе систему образования в России, однако, все они имеют справочники аккредитованных учебных заведений по всему миру и наличие определенных ВУЗов могут проверить. В некоторых школах поступившим студентам раздаются вопросники, в которых надо поставить рейтинги институтам из стране гражданства студентов. Разумеется, что школы ищут лучших потенциальных студентов из разных стран, и поэтому чем выше GPA тем лучше. Тем не менее, те потенциальные студенты, которые имеют низкий балл диплома, могут постараться сдать тест GMAT на более высоком уровне. Впрочем, если вы - сын Владимира Путина или на худой конец Юрия Лужкова - то, скорее всего, GMAT не будет для Вас помехой, поскольку все школы заботятся о так называемой diversity – максимально широкого круга студентов с тем, чтобы студенты научились как можно большему от своих коллег. Это означает, что поступление школу на определенном этапе становится абсолютно субъективным процессом. Дело в том, что, как правило, около 80% всех подающих документы в бизнес-школы академически квалифицированы для того, чтобы поступить и успешно закончить любую бизнес-школу. Если из 100 человек 80 квалифицированы, а приемная комиссия может принять только 20 человек, то 60 человек, получающих отказы, как правило, чем-то могли не понравиться комиссии и это что-то - не счет по GMAT или TOEFL или GPA, а другие части пакета документов, которые предоставляет потенциальный студент. Во-первых, это рекомендации. В России нет культуры написания рекомендаций, и что еще хуже, мой знакомый столкнулся с тем, что рекомендатели не готовы писать свои письма на английском языке. Разумеется, что в США никто и подумать не может о том, чтобы самому написать рекомендацию на себя, а потом ее принести на подпись рекомендателю. Однако, все школы рекомендуют студентам общаться со своими рекомендателями с тем, чтобы четко обрисовать, чем они хотят заниматься и какой опыт мог бы быть описан в рекомендации. Мой знакомый писал рекомендации самостоятельно, и потом подписывал их у своих рекомендателей. Такой способ, безусловно, обладает рядом недостатков. С одной стороны, говорят, что приемные комиссии легко различают рекомендации написанные самими студентами. Разумеется, после этого о приеме в школу речь идти не может. С другой стороны, сторонние рекомендатели могут дать гораздо больше информации о Вас, чем вы сами о себе думаете. Впрочем, в конечном итоге, мало кто подает в бизнес-школы плохие рекомендации, гораздо важнее, чтобы между рекомендацией и другими частями документов была четкая связь. Во-вторых, это предыдущий опыт работы и вообще интересы в жизни. Приемные комиссии очень ценят большой опыт работы, так как по их мнению, этот опыт дает человека более трезвое понимание собственных способностей и возможностей. Кроме того, чем предыдущий опыт работы нетрадиционнее для БШ, тем, возможно, лучше. Разумеется, что вряд ли школе будет интересен опыт 7 лет работы водителем в таксопарке. Зато если 3 года собственного, скажем, экспортно-импортного бизнеса например на медикаментах, будет вполне достаточным. Школы редко берут студентов без опыта работы, поскольку считается, что они не зрелые и не могут принести пользы для других учащихся. Хотя есть и исключения. Например, разнообразные олимпийские чемпионы, например, по триатлону. В конечном итоге ваш опыт - это не то, где вы работали, а чему научились, и что сможете ценного внести в учебный ритм школы. В этом смысле бизнес-школы очень любят предпринимательский опыт, так как он не только дает иное восприятие бизнеса, но и наделяет студентов исключительным чувством зрелости. Впрочем, опыт, это еще не все. Интернет-форум журнала Business Week пестрит сообщениями от потенциальных аппликантов с очень любопытным опытом и которые получили отказ от бизнес-школ. Это означает не только то, что эти люди не попали в те самые 20% (а как правило и меньше) избранных, но и то, что остальные части их документов оказались не убедительными для приемных комиссий. Другие части документов - это эссе и интервью. Эссе - одно из ключевых мест пакета документов. Они позволяют приемной комиссии определить тип человека, его зрелость, его определенность со своим будущим, наконец, его персональную заинтересованность в данной школе. Соответственно все эссе должны в первую очередь показать зрелость аппликанта, его интерес к определенной школе, его карьерные притязания и место конкретной школы, его опыта, знаний и умений в системе личных ценностей. Эти требования делают написание эссе чрезвычайно хлопотным занятием, которое как правило затягивается минимум на 2-3 месяца. Фактически эссе определяют судьбу аппликанта, и в связи с этим, на них необходимо потратить достаточно много времени, чтобы потом не сожалеть, о том, что поторопился и не написал всего, чего потом захотелось бы. Интервью - важнейшая часть процесса подачи документов в бизнес-школу. Если бизнес-школа предлагает встретиться с ее представителем до подачи документов, то такое интервью следует провести в любом случае, поскольку интервью дают возможность интервьюриуемому понять, насколько он подходит для определенной школы, насколько школы ему подходят и конечно же, потенциальный студент должен убедить представителей школы в том, что он хочет учиться именно в их заведении и ни в каком другом. В конечном итоге бизнес-школы - это своего рода первоначальный радар крупнейших корпораций для отбора наиболее квалифицированных кандидатов. Бизнес-школы выполняют заказ, который им делают крупнейшие работодатели на лучших студентов. Поэтому следует всегда помнить, что процесс поступления в бизнес-школу хотя и отличается от процесса поиска работы, но на самом деле, в конечном итоге, является ничем иным как началом двухлетнего процесса по поиску той работы, которая нравится потенциальным аппликантам. И если уж кто-то сумел попасть в лучшую американскую школу, то значит в нем, как минимум есть что-то, что привлекательно для крупнейших потребителей выпускников со степенью MBA. Материалы предоставлены сайтом www.gazeta.ru |