Популярное
Высшее образование. Германия
Аналогом российских вузов в Германии являются государственные высшие учебные заведения, имеющие статус университета. Прежде всего, это сами университеты (Universitaeten), высшие медицинские, педагогические и теологические учебные заведения, а также школы искусств (Kunsthochschulen). Есть еще приравниваемые к университетам объединенные высшие школы (Gesamthochschulen). Они сочетают как академические, так и прикладные программы обучения. Неакадемический сектор немецкой высшей школы - это специальные высшие учебные заведения (Fachhochschulen), осуществляющие подготовку прикладного характера. Соответственно, выпускникам немецких вузов, имеющих статус университета, присваиваются академические степени: сначала дипломированного специалиста (Diplom-Ingeneur, Diplom-Mathematiker для тех, кто закончил базовый курс технического, экономического и естественно-математического профиля) или магистра (Magister Artium, для изучавших гуманитарные науки), затем, после окончания дополнительного цикла обучения, - доктора (Doktor - сокращенно Dr. phil. Dr. jur., Dr. med.). Надо отметить также, что в последние годы немецкие вузы активно начали подготовку и по американским программам бакалавра (Bachelor) и магистра (Master). А вот выпускникам специальных высших учебных заведений присваивается лишь диплом с указанием типа вуза (Diplom FH). Если они хотят иметь университетский диплом, то обязаны еще доучиваться на старших курсах университета (во многих землях это разрешается). Типы немецких университетовВ современной немецкой системе высшего образования представлены университеты трех типов. Первый - классические "старые" университеты, история которых уходит корнями в Средневековье. Это Гейдельбергский университет, университеты во Фрейбурге, Тюбингене и ряде других городов. Первоначально в их состав входили лишь философский, медицинский и теологический факультеты. С течением времени добавились и другие направления подготовки, но эти факультеты остались ведущими. Второй тип - это университеты, которые получили свой статус в процессе преобразования технических и других отраслевых вузов. Например, высшая техническая школа в Ганновере в 1968 году получила статус технического университета, а затем, в 1978 году, была преобразована в университет. К этой группе относятся также технические университеты (Technische Universitaeten) и приравненные к ним по статусу высшие технические школы (Technische Hochschulen) в Ахене и Дармштадте. Граница между техническими университетами и просто университетами часто условна: так, университет в Ростоке имеет технический факультет, а, к примеру, в техническом университете Кароло-Вильгельмина в Брауншвайге есть отделения гуманитарных и общественных наук. Однако в целом для этих университетов характерен несколько урезанный набор факультетов, предполагающий подготовку по техническим, естественно-математическим, экономическим и медицинским специальностям. Третий тип университетов - вузы, возникшие в последние 30-40 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии. Это Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде, другие новые университеты и частные вузы. Все они (пожалуй, за исключением университета в Бохуме) не могут конкурировать с классическими по разнообразию направлений подготовки. Зато в них ведутся эксперименты по внедрению современных методов обучения, они зачастую имеют кампусы, что в целом не характерно для немецких вузов. Хотя в шести небольших частных вузах обучается лишь 0,1% от общего числа студентов университетов, все они признаны государством и неплохо котируются в своих областях. Стоимость обучения составляет около 3,000 EUR в семестр. Объединенные высшие школыОбъединенные высшие школы есть в Дуйсбурге, Эссене, Вуппертале, Зигене, Падерборне и Касселе. В этих учебных заведениях имеются интегрированные курсы для совместной подготовки специалистов прикладного и научного профилей. Таким образом, объединенные высшие школы предлагают "в одном флаконе" программы университетов и специальных вузов. Происходит это следующим образом. Например, в земле Северный Рейн-Вестфалия, где больше всего учебных заведений такого типа, принята так называемая Y-модель: на базовом этапе обучения (2 семестра) студенты занимаются по единой для всего отделения программе, а на этапе специализации они разделяются на два потока, один из которых занимается по сокращенной программе (6 семестров), другой - по полной (8 семестров). Обучение как по краткому, так и по полному циклам завершается сдачей выпускных экзаменов и защитой дипломной работы. Выпускникам краткого цикла присваивается Диплом I, полного цикла - Диплом II, эквивалент университетского диплома. Кстати, к объединенным высшим учебным заведениям относится и заочный университет в Хагене. Этот дистанционный вуз, где обучается почти 44 тысячи студентов, предлагает обучение по специальностям, пользующимся наибольшим спросом: право, экономика, гуманитарные и социальные науки. Он имеет более 60 региональных отделений и три учебных центра - в Австрии, Венгрии и Швейцарии. Специальные высшие учебные заведенияFachhochschulen возникли на базе инженерных школ, аналогов наших профессиональных училищ. В 1976 году они были включены в систему высшего образования. Постепенно их уровень рос: наряду с подготовкой специалистов они стали заниматься проведением прикладных научных исследований, требования к профессорско-преподавательскому составу повысились. В настоящее время в Fachhochschulen учится около четверти всех студентов. Вузы этого типа готовят специалистов 120 профилей: инженеров, экономистов, дизайнеров и профессионалов в других областях. Некоторые - к примеру, экономический вуз в Ройтлингене - оцениваются даже лучше некоторых университетов. Большинство специальных вузов невелики - от одной до пяти тысяч студентов. Поэтому Fachhochschulen не так переполнены, как крупные университеты. Занятия проводятся с 25-30 студентами. Лишь по наиболее престижным специальностям (например, экономика предприятия) в семинарах могут участвовать пятьдесят и более человек. Основной акцент делается на практических аспектах. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав - это преподаватели категорий С2 и С3, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Прикладной характер подготовки достигается также за счет введения семестров производственной практики (кстати, иностранные студенты могут проходить ее в своей стране). Тематика курсовых и дипломных работ тесно связана с практическими задачами. Многие студенты выполняют свои работы по договору с предприятиями. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией, а весь цикл обучения - сдачей дипломных экзаменов. Выпускникам присваивается степень дипломированного специалиста с указанием типа вуза (Diplom FH). Некоторые вузы этого типа, например, специальная высшая школа переводчиков в Магдебурге, готовят также бакалавров. Отметим, что к иностранцам, поступающим в Fachhochschule, предъявляются те же требования, что и при поступлении в университет. Какой университет лучше?По данным рейтингов, технические дисциплины предпочтительнее изучать в Ахене, Карлсруэ, Дармштадте и Мюнхене. Экономику лучше преподают в Мангейме, Мюнхене и Кельне. Тем, кто стремится изучать право, есть смысл ехать в Пассау, Фрейбург, Гейдельберг или Мюнстер. Что касается частных вузов, то университет в Виттен-Хердеке специализируется на медицине, экономике и естественных науках. Три других частных вуза - Высшая школа по подготовке руководителей предприятий в Кобленце, Европейская бизнес-школа в Острих-Винкеле и Европейская высшая экономическая школа в Берлине - ориентированы на подготовку специалистов для работы на международных рынках. Выбирая университет, помните, что многие из них переполнены. В среднем на одно учебное место в немецких вузах приходится два студента. Классические университеты перегружены больше, чем "новые". Типичной картиной для них являются столь переполненные аудитории, что часть студентов вынуждена наблюдать лекцию с помощи видеотрансляции в соседнем помещении. Разумеется, их студенты не могут рассчитывать на тесные контакты с преподавателями и курирование, здесь меньше возможностей участвовать в студенческой научной работе, длинные очереди в библиотеки. Наибольшие неудобства испытывают студенты, обучающиеся по самым популярным направлениям подготовки с ограниченным приемом и жесткими квотами для иностранцев - архитектуре, медицине, фармацевтике, психологии, биологии, информатике, экономике и праву. На соответствующих факультетах вузов Ахена, Бремена, Бонна, Франкфурта, Фрейбурга, Геттингена, Гамбурга, Гейдельберга, Кельна, Марбурга, Мюнхена, Мюнстера, Тюбингена и Вюрцбурга перегрузки наиболее ощутимы. Условия обучения в Бамберге, Клаустале, Фленсбурге, Дуйсбурге, Грайфсвальде, Ильменау, Кайзерлаутерне, Галле-Виттенберге и Трире несколько лучше. В восточных землях вузы менее переполнены. Условия обучения и учебная атмосфера здесь благоприятнее, студенты находят большую поддержку со стороны преподавателей, что сказывается и на продолжительности обучения. Однако проблемой многих вузов являются устаревшее оборудование, не отвечающие мировым стандартам учебные здания и общежития. Иностранные студенты более комфортно чувствуют себя в университетах, где много студентов из-за рубежа. Среди них можно назвать Европейскую высшую экономическую школу в Берлине, международный вуз в Циттау, университет Фиадрина во Франкфурте-на-Одере. Много иностранных студентов обучается в Берлине, Клаустале, Гейдельберге, Франкфурте-на-Майне, Ахене. По материалу издательского дома "Мнемо". |