Популярное
Высшее образование. Канада
Козыри канадских университетов - либеральная иммиграционная политика страны и сравнительная дешевизна обучения. Для жителя Канады слова "университетский город" означают тихий провинциальный городок в несколько десятков (максимум - сотню с небольшим) тысяч человек. Конечно, в канадских мегаполисах (которых, впрочем, в стране с 30-миллионым населением не так уж много) тоже есть университеты, но о Торонто или Монреале никто не скажет "университетский город". "Университетский" - это тот, в котором университет является градообразующим предприятием. Или, по крайней мере, входит в круг таковых. Академическая корзинаСистема высшего образования в Канаде в основных своих чертах та же, что и в прочих англоязычных странах. Получить его можно только в университете. Обычная программа обучения (undergraduate studies) рассчитана на четыре года. За это время студент должен пройти и сдать 20 предметов (изучаемых в течение года - семестровые курсы засчитываются как половинки). Половина изучаемых предметов жестко определяется специальностью, которую студент выбирает после зачисления в университет, уже ознакомившись со всеми его факультетами и отделениями; вторая половина - по желанию, но, разумеется, из тех предметов, которые преподаются в данном университете. Обычно их круг довольно стандартен, хотя тот или иной университет может не иметь, скажем, юридического или медицинского факультета и, наоборот, иметь "фирменные" спецкурсы, пройти которые можно только здесь. Для получения диплома нужно еще написать honours - дипломную работу. Строго говоря, этого можно и не делать, но тогда выпускник получает не диплом бакалавра, а general degree - свидетельство, что он прослушал и сдал полный курс такого-то университета. В идеале такая система образования напоминает конструктор Lego - набор компактных элементов, которые сами меняться не должны, но могут быть состыкованы друг с другом в любой удобной комбинации. Можно, например, если силы и финансы позволяют, учиться сразу двум специальностям (и, скажем, по одной из них получить диплом бакалавра, а по другой ограничиться general degree) - составить расписание таким образом, чтобы успевать на все нужные занятия, не так уж трудно, и многие успешные студенты так и делают. Можно одну специальность изучать ускоренными темпами или проходить часть необходимых курсов летом, во время каникул (это даже стоит несколько дешевле) и в результате окончить университет быстрее. (Впрочем, это ускорение имеет предел: ни форсированная учеба, ни курсы, пройденные в другом учебном заведении и зачтенные в данном университете, не позволят получить диплом студенту, проведшему в его стенах менее двух лет, то есть половины стандартного срока). Можно ограничиться дипломом бакалавра, а можно продолжать образование и еще через два года стать магистром - так обычно поступают те, кто нацелен на академическую карьеру, а также многие будущие врачи и адвокаты. (Поскольку спрос на эту ступень образования в несколько раз меньше, некоторые университеты, особенно маленькие, по ряду специальностей выпускают только бакалавров, и тем, кто хочет изучать эти предметы глубже, приходится завершать образование в другом университете.) Можно получить степень бакалавра, пойти поработать, а несколькими годами позже вернуться в университетские аудитории и еще через пару лет стать магистром. Есть, наконец, программа MBA - master of business administration, своего рода "курсы повышения квалификации", куда принимают только тех, кто уже имеет опыт практической работы в бизнесе и хотел бы дополнить его теоретическими познаниями (либо просто придать себе солидности в глазах потенциальных партнеров или нанимателей). В рамках этой типовой схемы канадская система образования имеет некоторые особенности. Все канадские университеты - государственные, расходы на научную работу и зарплату персоналу делят между собой федеральный бюджет и бюджет провинции. Плюс спонсорская помощь - обычно от преуспевших выпускников (например, скромный по размерам университет Трент в городке Питерборо, в котором учится менее четырех тысяч студентов, получает в год от спонсоров от 1 до 3 млн. долларов). Обучение, разумеется, платное, но гражданам Канады обходится примерно в треть реальной стоимости - остальное вносит опять-таки государство. Его финансовых возможностей, вероятно, хватило бы и на то, чтобы сделать высшее образование вовсе бесплатным, но любое благо, полученное даром, психологически обесценивается. А 4 тысячи канадских долларов в год - плата достаточно низкая, чтобы быть по карману обычной канадской семье (да и эти деньги можно взять в банке в кредит - отдавать его будет уже сам выпускник, когда окончит университет и устроится на работу), но достаточно высокая, чтобы студент не пренебрегал своими обязанностями. Поступать в канадские университеты иностранцы могут на общих основаниях (хотя сам по себе факт приема человека в университет еще не гарантирует ему канадской визы - отказы хоть и нечасты, но регулярно случаются). Однако такой студент, понятное дело, должен платить полную стоимость обучения: 10-12 тысяч канадских (то есть примерно 7-8 тысяч американских) долларов в год. Правда, практически в каждом университете есть сколько-то мест (обычно около 1%) для обучения иностранных студентов, оплачиваемых правительством страны по различным программам. Его величество рейтингПри такой достаточно сложной системе финансирования главным критерием оценки их деятельности становится рейтинг, точнее, система рейтингов, доведенная в Канаде до невероятной изощренности. В частности, рейтинг университета определяет, сможет ли он выбирать из своих абитуриентов лучших или должен будет зачислить всех желающих. В принципе поступать можно в любой университет (хоть сразу в двадцать: есть службы, позволяющие, например, подать заявку одновременно во все университеты провинции - надо только потом вовремя выбрать один из тех, которые ответили положительно), а правила и критерии приема устанавливает само заведение. На самом деле низкорейтинговые университеты принимают практически всех желающих (и платежеспособных - плата за обучение в канадских университетах разнится мало и не очень жестко привязана к рейтингу), а высокорейтинговые отбирают лучших. Критерий при этом единственный - успеваемость в предыдущем учебном заведении (для абитуриентов из неанглоязычных стран - еще и результаты тестирования по английскому языку). Понятно, что при такой системе - "имущему дается, у неимущего отнимается" - наиболее успешные университеты получают возможность дополнительно улучшить свои показатели за счет более высокого уровня подготовки учащихся. Это несправедливо, но эффективно, как и всякий механизм, основанный на конкуренции, - от естественного отбора до свободного рынка. Настораживает, однако, что в этой модели аттестат становится пожизненным приговором. Если человек в школе валял дурака, в элитный университет ему уже не поступить никогда - какие бы усилия он ни тратил на самообразование в более зрелом возрасте и каких бы реальных успехов ни достиг. Разве что он поступит в заведение попроще, поучится там пару лет и, получив блестящие оценки, сунется с ними в интересующий его университет. Либо, уже имея образование, придет получать степень магистра или MBA. Впрочем, для потенциальных российских абитуриентов эти проблемы стоят не так уж остро. Во-первых, подавляющее большинство русских студентов в Канаде попали туда по всевозможным программам и грантам - а для этого надо выказать успехи, заведомо превышающие требования самого привередливого университета. Во-вторых, никакой официальной системы перевода наших баллов в канадские не существует. Разумеется, троечник не сможет выдать себя за отличника, но, скажем, обладатель аттестата со средним баллом 4,5 может смело указывать "90%" (оценка, дающая возможность не только поступать в любой университет, но и претендовать на стипендию): 4,5 из 5 возможных и есть 90%. То, что наша школьная система оценок - пятибалльная только по названию (оценки 0 и 1 не применяются, а 2 означает полное отсутствие знаний), не волнует ни его, ни университет. Преимущества университетов КанадыКанадские университеты не так "раскручены", как самые знаменитые американские, но у них есть свои преимущества. Во-первых, образование в Канаде обходится раза в полтора дешевле, чем в университете того же уровня в США. (К тому же у канадских университетов нет ореола "рассадника пороков" - уровень наркомании и преступности в университетских городах Канады до сих пор крайне низок.) Во-вторых, Канада - идеальная "стартовая площадка" для тех, кто решил искать счастья за пределами отечества. Если Штаты и западноевропейские страны стараются ограничить всякую иммиграцию, то огромная малонаселенная Канада пока что старается защититься только от потенциальных нахлебников. Против въезда работников, особенно квалифицированных, канадское государство ничего не имеет, а носителей некоторых специальностей, которых постоянно не хватает (компьютерщиков, биотехнологов и т. п.), даже старается привлекать. К тому же часть канадских специалистов постоянно забирает великий южный сосед, где зарплаты выше. Поскольку предполагается, что в университет люди поступают именно для получения профессии, студент практически сразу по приезде может просить канадский вид на жительство. Через полгода он его получит, а к концу обучения (после которого, кстати, любой выпускник - вне зависимости от того, собирается ли он остаться, - имеет право год легально работать в Канаде) можно уже начинать хлопотать о канадском гражданстве. С которым, в свою очередь, можно въезжать в США и искать работу там. В сравнительной оценке двух стран все наши собеседники - и канадцы, и русские - были единодушны: "Учиться и жить на пенсии лучше в Канаде. А работать - в Штатах!" Причина - высокие канадские налоги, обеспечивающие всякого рода социальные гарантии, но сдерживающие деловую активность и размер зарплат. Правда, если студент-иностранец подает прошение о виде на жительство, он автоматически - еще до рассмотрения - теряет право на оплату его учебы канадским государством (считается, что оно финансирует соответствующие программы ради помощи бедным странам, а не для стимуляции утечки мозгов). Учеба же в Канаде за собственный счет, как уже говорилось, среди российских студентов и их родителей не очень популярна. Во всяком случае - пока. Борис Жуков Материал предоставлен сайтом ww.Itogi.ru |