Дополнительные сведения. Каникулярные программы

Популярное



Дополнительные сведения. Каникулярные программы


КАНИКУЛЯРНЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ


Весна... Время романтики, смены запахов и красок мира, первых лукавых искорок, загорающихся в глазах любимых... и серьезных размышлений о предстоящем летнем отпуске - времени, когда отлично сочетаются отдых и занятия иностранными языками. Летних языковых вариантов существует великое множество - в зарубежных лингвистических школах есть программы короткие, рассчитанные на две-три недели, и продолжительные, занимающие чуть не все лето. Для людей, начинающих учить язык с нуля, и для тех, чьи познания в английском, немецком, французском, испанском много выше среднего уровня разработаны программы, предлагающие сочетать языковой тренинг с активным отдыхом и направленные исключительно на язык. Так что главное - сориентироваться в этом многообразии и честно отдать себе отчет: чего именно вы в результате хотите добиться. Одна из возможных, и, с нашей точки зрения, одна из самых правильных градаций программ языковой подготовки - по возрасту слушателей, на которых эти программы рассчитаны. Естественно, о какой бы возрастной группе мы не говорили, всегда надо учитывать желание самих слушателей: чего они прежде всего хотят - отдохнуть с некоторой пользой для своего интеллектуального развития или максимально использовать летнее время для самосовершенствования и повышения IQ.

Лето для школьников

Начнем с самых младших - со школьников. Они, условно говоря, делятся на две категории - на тех, кто заканчивает учиться в мае, и на тех, кто в силу необходимости сдать экзамены или еще по каким-то причинам заканчивает в июне. Как правило, решение о том, на что потратить лето, пока что принимают не сами дети, а их родители. Их тоже можно разделить на две группы: некоторые родители хотят, чтобы был один язык - очень-очень много, очень-очень сильно, без всяких "шагов в сторону". Другие родители считают, что их дети и так замучены учебой, что на английском, который сейчас как первый или как второй язык изучают практически все, они вроде бы говорят, так что не лишним будет попробовать что-то новенькое - пусть получат представление о другом языке, другой культуре...

Два иностранных или один?

И то, и то, в принципе, верно и возможно. Все зависит от ребенка - насколько хорошо он чувствует себя в новой культурной среде, насколько быстро умеет к ней адаптироваться. Пока голова у ребенка молодая, светлая, охочая до знаний, готовая быстро перестраиваться и воспринимать все новое естественно, без взрослых комплексов - надо давать ему столько языков, сколько не жалко. Пусть это будет французский, немецкий, итальянский, испанский - да какой угодно: в детских головах каким-то непонятным образом умещается все. Второй язык - не роскошь, а необходимость. Ребенок получает возможность свободно ориентироваться в другой культурной среде, в определенном смысле начинает чувствовать себя космополитом, а стало быть - по-настоящему современным образованным человеком. Так что у родителей не должно быть никаких страхов; тем более, если второй язык накладывается на уже имеющийся первый - после английского французский, немецкий, испанский, а уж тем более итальянский пойдет очень легко. И лето можно провести отлично, особенно в тех школах, где языка - то есть классных занятий - меньше, чем живого общения. В данном случае надо выбирать те программы и те школы, где ваш ребенок встретит много своих сверстников-иностранцев: наш опыт показывает, что уже через 2-3 недели дети начинают нормально общаться. Если же речь идет об усовершенствовании первого иностранного, то нужно выбрать программу, где языковые занятия занимают 30 или хотя бы 25 часов в неделю (меньше - это уже "развлекаловка"). Такие школы можно найти и в Великобритании, и в Канаде, и в Ирландии, да везде. Но еще раз настоятельно рекомендуем родителям подумать - выдержит ли ребенок и его психика такую нагрузку. Если он ничего другого, кроме как учиться, не умеет и не желает (ну вот так организована его натура), то ради бога. Только чтобы это все-таки было пожелание самого ребенка, а не выбор папы с мамой.

Спортивный лагерь - тоже вариант

Для детей есть и еще один вариант - спортивный лагерь, в котором практически нет языковых занятий, но есть лингвистическая среда. И это, поверьте, дает очень большой словарный, лексический запас, потому что при непрерывном живом общении язык укладывается в голове как бы сам собой. Такие программы подразумевают постоянные спортивные занятия, походы, экскурсии, словом, занятость с утра до вечера. При этом очень важно, чтобы ребенок не попал в группу своих соотечественников (на самом деле, "группа одного языка" - это уже не образовательная, а туристическая поездка). Спортивные лагеря, о которых я сейчас веду речь, в основном находятся на североамериканском континенте - в США и, прежде всего, в Канаде. Причем записываются в них заранее, и не только иностранцы, но и сами американцы и канадцы. Местные жители очень охотно отправляют туда своих детей, чтобы те позанимались спортом, пожили на природе, в палатках или лесных домиках... Но и тут есть одно условие: родители не должны принимать за детей решение - как, в каких условиях детям лучше жить. Конечно, если ребенок избалован и ничего, кроме пятизвездочного отеля, не приемлет, то любой пансион, а уж тем более "палаточный", будет для него крайне сложен. Но любому "нормальному" ребенку пожить в лесном домике - в удовольствие. И ему, напротив, скучно и плохо, если его отселяют в отдельную комнату, тем самым лишая общения. Это ведь нам, взрослым, кажется, что палатка - неудобство, а у детей прямо противоположный взгляд на этот счет. К сожалению, некоторых родителей переубедить невозможно... Заканчивая разговор о школьниках, заметим: некоторые родители хотят отправить детей куда-то непременно в июне и непременно в пансион. Вот это очень сложно найти. Сразу надо быть готовыми, что в июне вам, в основном, предложат размещение в семье. Дело в том, что у лингвистических школ, как правило, нет своих резиденций - они снимают помещения у обычных школ или колледжей. Так что все зависит от академического календаря в той или иной стране. Например, в июне можно спокойно найти пансион в Канаде - потому что там академический год заканчивается в конце мая. А вот в Великобритании или в Ирландии пансион в июне организовать практически невозможно - там в июне еще идут академические занятия. То же самое по другим странам: в основном, каникулы, во время которых лингвистические школы имеют возможность снять резиденции для своих слушателей, - это июль-август.

Студенты - на выезд

Теперь о студентах. С ними все хорошо, кроме одного - подавляющее их большинство не состоит в браке, что мгновенно сужает круг стран, в которые с гарантией можно получить визу. К тому же, если студент или студентка ставит перед собой цель не подучить язык, а, скажем, заняться шопингом или встречаться со своим бой-фрэндом в течение 3-4 недель, и именно для этого пытается оформиться на образовательную программу, то на интервью в посольстве это быстро выяснится - и в визе стопроцентно откажут. Так что лучше не морочить голову ни себе, ни посольству. Тем не менее: статистика по выезду наших студентов на летние образовательные программы очень хорошая. Если вы действительно студент, если у вас есть мотивированное объяснение, почему вы хотите учить язык, то надеяться можно на визу в любую страну, кроме, может быть, США. Неплохо дают визы и Великобритания, и Ирландия, и Германия, и Швейцария. А после недавнего визита представительной канадской делегации будут послабления и в посольстве Канады - естественно, при предоставлении грамотно подготовленных документов.

Язык + стажировка

Вообще-то, если честно, получение визы почти всегда можно спрогнозировать - достаточно взглянуть на самого студента. Очень распространенными сейчас стали программы "язык + стажировка". Одну стажировку мало кто из зарубежных организаций делает - на чисто стажировочных программах лежит какой-то оттенок нелегальности. Как правило, солидные компании предлагают именно сочетание стажировки и языковых занятий. Только надо понимать: чем специфичнее, чем неординарнее направление стажировки, тем больше времени надо на нахождение места для нее и, соответственно, тем раньше надо начинать организацию поездки. Наконец, от участников программы "язык + стажировка" требуется уже приличное знание языка. И те зарубежные организации, которые специализируются на таких программах, обычно составляют их так: как минимум 4 недели языковых занятий, а потом 4 - 6 недель стажировки. И при этом еще предлагают будущему слушателю-стажеру сдать языковой тест - хотя бы для того, чтобы понять, заниматься этим студентом или нет. Они ведь ценят время, которое тратится на организацию каждой стажировки, и работать "вхолостую" не станут.

Язык + отдых

Сейчас на рынке появилась масса зарубежных предложений из серии "язык + отдых". Обещают и профессиональное "то", и профессиональное "се" - от персональных занятий гольфом до группового обучения парапланеризму. Лингвистические школы внимательно исследуют интернациональный рынок, смотрят, какие запросы существуют - и подстраиваются под эти запросы. Почему нет? Но: если у нас, в России, вдруг наберет безумную популярность джигитовка, то лингвистические школы вряд ли откроют такой курс специально для русских. Россия -еще не весь мир. Но если многие студенты интересуются, скажем, гольфом, то школы найдут возможность подключить к себе гольф-клуб и удовлетворить запросы большинства.

Только для взрослых

Что касается совсем взрослых, вышедших из студенческого возраста, то тут самый, на мой взгляд, перспективный летний образовательный вариант - организация корпоративных поездок. Договоры о таких поездках реально заключить со многими учебными заведениями, причем скорее не с университетами, а с колледжами. Университеты прежде всего ориентированы на академический программы, а вот колледжи - на реальные потребности экономики той или иной страны, поэтому имеют более тесные, чем университеты, связи с промышленными кругами, с конкретными фирмами и предприятиями. Поэтому и создать программу, построенную по специальному запросу, колледжу проще. Так что пугаться слова "колледж" в данном случае не стоит: это как раз то место, где получают не степень, но знания и навыки. Фактически то, что предлагают колледжи, давно знакомо россиянам под названием "Курсы повышения квалификации". И программы эти ориентированы прежде всего не на языковую, а на профильную подготовку. Более того, если приезжает группа, совсем не владеющая языком, колледж в состоянии предоставить переводчика, чтобы лекционные и практические занятия не прошли впустую.

Корпоративное обучение

Тут хотелось бы обратить внимание на два момента. Первый - время: в три дня спецпрограмму для нефтяников или топ-менеджерского состава банка не сверстаешь. Второй - реальные потребности предприятия-заказчика. Согласитесь, глупо обращаться в образовательную фирму и просить отправить в Майами группу специалистов с целью изучения современных технологий обработки пушнины: всем же понятно, что Майами - это отдых и ничего, кроме отдыха. Но если фирма подходит к вопросу серьезно, то откликнуться на ее запрос готовы многие колледжи - в Германии, США, Канаде, Шотландии... А уж культурную программу к образовательной "пристегнут" непременно. Причем, организуют ее с учетом возрастных и интеллектуальных запросов данной группы. Наконец, есть немало взрослых людей, готовых потратить лето на чистое изучение языка. Ясно, что вряд ли кто-то из них собирается в будущем сдавать TOEFL - обычно язык нужен либо разговорный, для общения, либо профессиональный, для работы. И практически в каждой стране можно найти школу, ориентирующуюся именно на взрослый состав учащихся. Во многих даже есть специальные программы, которые так и называются - "40+", то есть для тех, кому за сорок. Единственное, о чем тут нужно помнить - "взрослые" программы, как правило, обходятся дороже. Если вы хотите "побольше и подешевле", то в результате можете оказаться неизвестно где и в неизвестно какой компании (в первую очередь я имею в виду возраст ваших согруппников). Но если правильно выбрать место, то вы получите именно то, что желали - небольшую группу, соответствующее возрастной окружение и, самое главное, языковую подготовку, полностью отвечающую вашим запросам.

материал предоставлен сайтом Газета.ru