Академический год. Швейцария

Академический год. Швейцария


УЧЁБА В КОЛЛЕДЖЕ (личный опыт)


Приключения начинаются

Еще лет в двенадцать я точно осознала, что хочу учиться за границей. Наша семья участвовала в деятельности международной организации AFS, мой брат съездил в Штаты по программе обмена, а я все никак… В 10-11 классе я училась в элитной московской гимназии и прервать учебу не могла, а потом поступила в университет. Сколько же пришлось договариваться, оформлять бумажек, чтобы поехать учиться за границу в школу по обменной программе, уже будучи студенткой МГУ. И вот я в Швейцарии. В Цюрих я прилетела позже всех и совершенно одна. Тяжелый перелет, некоторая нервозность, страх… Среди толпы встречающих выделяется женщина средних лет с двумя уже взрослыми детьми, один из которых нервно треплет за хвост черно-белую корову с ужасным красным бантом. Встретились глазами первый раз - и вот она, моя новая семья. Так и хотелось сказать: "Здравствуйте, я ваша тетя!". Недалеко от Цюриха находится город Winterthur, где мне предстояло жить и учиться. После двух-трех дней адаптации вместе с моей принимающей "мамой" мы отправились в колледж Кantonschule Rychenberg. К тому моменту учебный год уже начался. Меня определили в 5b класс, где с нетерпением ждали иностранного студента (забавно: в Москве я уже училась в университете, а тут - пятый бэ-ээ).

Средняя школа (колледж)

Обучение в Швейцарии в средней школе занимает одиннадцать с половиной лет, и средний возраст старшеклассников 18-20 лет. Странно видеть, что за соседней партой сидит бородатый пятиклассник лет двадцати и решает уравнения… Кстати, отличительная черта швейцарского студента - калькулятор. Без этого устройства нет смысла идти на математику, физику, химию. Оказывается, студенты почти ничего не учат наизусть из курса точных наук. У меня сначала не очень-то складывались отношения с преподавателем по математике, и я никак не могла найти способ показать ему, что отличные оценки у меня в аттестате стоят не просто так. И вот однажды, когда весь 5b был еще погружен в вычисления, я с победной улыбкой выдала раньше всех правильный ответ. О торжество! И математик, наконец, меня зауважал.

Мой колледж был безусловным памятником архитектуры двадцатого века: бетон, стекло, железо - больше похоже на музей современного искусства, чем на колледж. В этом стиле выдержаны два учебных корпуса, несколько десятков выносных классов ("бараки", как их называли студенты), концертный зал, два спортивных комплекса. Вокруг зелень: лужайки для отдыха, огромное футбольное поле, цветочные клумбы. Была еще одна гениальная штуковина: небольшой фонтан перед солнечной столовой, в котором вода набиралась в резервуарчик, а через какое-то время он с грохотом срывался вниз под грузом воды. Эта странная конструкция, видимо, символизировала текучесть времени или материи - а заодно встряхивала задремавших на травке утомленных студентов.

Поверьте, в швейцарском колледже есть от чего устать: занятия начинаются в 7:45 и заканчиваются около четырех. Конечно, предусмотрен перерыв в один час, за который можно перекусить в школьной столовой и отдохнуть на улице или в специальных "комнатах отдыха от занятий и преподавателей". Обеды в школьной столовой - не самый лучший вариант, куда приятнее сесть на велосипед (основное средство передвижения всех слоев населения) и поехать с друзьями в центр города, где кипит жизнь: играет музыка, гуляют туристы, в воздухе носятся запахи горячей пиццы, кебаба и жареных каштанов (оригинальное кушанье с приятным запахом, но весьма спорным вкусом).

Система образования

Начальную школу в Швейцарии заканчивают в 12-13 лет, потом начинается гимназия, в которой два основных направления - техникум и "матура". Чтобы продолжать свое образование в университете или академии, необходимо "сделать матуру", то есть сдать определенный набор выпускных экзаменов, одновременно являющихся вступительными в вуз. Без "матуры" университета не видать никогда, даже если ты семи пядей во лбу. В техникуме все проще: это обязательное школьное образование плюс навыки социальной работы (воспитатель детского сада, например).

Дисциплины

Дальше классы делятся по языку или специализированным предметам. В родном 5b специализация была такая: латынь, французский и усиленная математика. А всего предметов было примерно двенадцать - совсем немало для меня как иностранного студента. В любой стране мира интерес студента к предмету полностью зависит от преподавателя, и Швейцария не исключение. Мне повезло, пожалуй, лишь с несколькими учителями. На уроках французского с молодой фрау Вирт мы мило беседовали на волнующие молодое поколение темы, читали кое-что из произведений Камю, Гюго (хотя мой уровень французского был ниже среднего, я очень старалась - даже пошла в класс начинающих двенадцатилетних детей, которые потешались надо мной).

Самой неожиданной и захватывающей наукой в моем швейцарском расписании оказалась биология: просто представьте, что вам нужно разрезать самому какого-то жука, просмотреть досконально его внутренности через микроскоп и при этом пребывать в сознании.

Обязательный предмет для всех - музыка. За полтора года до окончания колледжа все студенты, включая иностранцев, сдают выпускной экзамен по теории музыки и практический, исполнительский. Целый год я занималась музыкой два раза в неделю: собирался хор, желающим раздавали различные музыкальные инструменты - ложки, барабанчики, дудочки, а сам преподаватель - молодой экстравагантный американец - садился за рояль. И непонятно как, но нам удавалось исполнять что-то вроде джазовых импровизаций на популярные темы. Да что джаз, мы даже классику исполняли, и вполне узнаваемо. Я, по-моему, никогда в жизни ни с одним предметом так не билась, как в чужой стране с музыкой. Раньше я никогда ею не занималась. Апофеозом моей сольной карьеры стало выступление перед всей школой (каждый сдающий экзамен по музыке должен спеть любой отрывок, любую песню, стоя на сцене перед переполненным концертным залом). Я вышла, облокотилась на рояль, посмотрела в глаза преподавателю и запела… Чувствовала себя прямо как на сцене Большого, а зал аплодировал…

"Снежные колодцы"

Весной я участвовала в мероприятии, которое останется в моей памяти на всю жизнь. В тот год в Альпах сошли страшные лавины, разрушения были жуткие: поваленные деревья, завалы на дорогах, снесенные крыши… Офис AFS решил организовать группу отчаянных спасателей. Из 150 иностранных студентов откликнулось на призыв о помощи 30 человек. На автобусах нас доставили на военную базу в горах. День спасателей начинался в 7.00, завтрак, инструктаж, в 8.00 мы уже машем лопатами и топорами. Это продолжалось до 17.00 с единственным перерывом на ланч. А привычки к физическому труду нет. Мы сильно уставали. Но чувство причастности к чему-то великому компенсировало усталость. А еще - постоянное ощущение опасности. Тут и там "снежные колодцы", глубокие и совершенно незаметные под грудами снега расщелины. Все действо напоминало съемки фильма: молодые ребята на фоне заснеженных гор ездят на открытых военных грузовиках и джипах, а по вечерам сидят в одиноком придорожном баре, и интернациональный "танцпол" - прямо у дороги, кто в чем, и усталости как не бывало. Между прочим, по окончании работ каждому был вручен диплом-благодарность от правительства кантона Glarus. Диплом я храню и охотно демонстрирую гостям.

Каникулы

Учебный год в Швейцарии длится с конца августа до середины июля. На лето мы поехали в спортивно-языковой лагерь. Мой класс специализировался на французском, поэтому мы отправились во франкоязычную часть страны. Целую неделю мозг работал исключительно на французский лад: интеллектуальные игры, интервью с местными жителями, небольшие психологические опыты друг на друге. А во второй половине дня отдых на свежем воздухе - теннис, бассейн, велопрогулки…

Второй дом

Было и смешное, и грустное. В первые месяцы учебы самые большие неприятности поджидали меня дома: я отказывалась от их пищи (по-моему, есть оленину с вареной морковью и шпинатом - ниже человеческого достоинства) и питалась в городе, они не понимали очевидных для меня вещей и не желали проводить время со мной вместе. Однажды принимающая "мама" осведомилась, не хотела бы я поменять семью и оставить их; я сказала: "Вы меня полюбите, вот увидите". Так и вышло: мы до сих пор, хотя прошло больше года, созваниваемся на семейные праздники, переписываемся по e-mail.

Скоро лето. Продумывая маршрут своих каникул, я думаю чуть не о каждой стране нашей огромной планеты - просто потому, что везде у меня остались друзья и добрые знакомые. Теперь в любой стране я могу просто кинуть клич AFS-студентам, и он не останется без ответа.

Наталья Тихомирова ("iностранец")