Среднее образование. США

Среднее образование. США


ОБУЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЕ (личный опыт)

еще по теме

Мой папа историк. Однажды он подал заявку на получение американского гранта и получил его. Сначала я ехать с ним не хотел, но потом подумал и решил, что надо и мир посмотреть, и себя показать. Место пребывания можно было выбирать, и папа выбрал Стэнфордский Университет, что в северной Калифорнии: тамошние архивы представляют большой исторический интерес, и мой папа много работал в них.

Место жительства

Наверняка каждый видел какой-нибудь фильм про жизнь тихого американского городка: аккуратно постриженные травяные газоны перед уютными, симпатичными домиками; одна большая улица на весь город, а на ней маленькие кафе и рестораны; приветливые горожане здороваются со всеми прохожими. Примерно так и выглядел Менло Парк - городок, где мне довелось провести десять месяцев своей жизни. Даже не городок, а район мегаполиса под названием Силиконовая Долина. Эти городки эти буквально вливаются друг в друга: по одну сторону дороги один город, а по другую - другой. Какое они отношение имеют к университету? Прямое: они с ним граничат.

Стэнфордский Университет

Сам университет (который входит в десятку лучших вузов мира) можно тоже назвать городом: его кампус больше по площади, чем некоторые соседние городки. Здания выстроены в стиле мексиканских домов начала ХХ века - темно-желтые стены и красные черепичные крыши. Очень зелено, всюду клумбы, под ногами бегают белки (им удивляются только приезжие, остальные давно привыкли). В университете есть собственный музей, парк со скульптурами Родена, полиция, пожарная служба, больница, бассейны, стадионы.

Поступление в школу

С технической точки зрения поступить в американскую государственную школу проще простого. Для этого нужно позвонить в местный аналог РОНО и спросить, к какой школе приписан житель такого-то дома. Затем приехать в школу и объяснить, откуда ты взялся и чего от них хочешь. После заполнения немногочисленных бумаг дело сделано! И никакого обмана! Единственным условием поступления было обязательство с моей стороны сделать в ближайшее время все необходимые прививки. Еще перед поступлением одна учительница проверила уровень моего знания английского - только для того, чтобы продумать, как меня ему учить. Кроме того, мне выдали анкету, в которой следовало указать мои интересы в разных областях: музыка, кино, спорт и другие, чтобы меня получше узнали как личность.

Первый день

В первый день в новой школе главное - ничего не бояться, сносно владеть языком и выяснить, где туалет. С последними двумя требованиями я справился успешно, но вот с первым были проблемы. Уже на второй день после оформления бумаг я пришел в школу - к 8:15. Там мне выдали мое личное расписание уроков и звонков, а также план школы. По школьному радио вызвали моего будущего одноклассника, который проводил меня до кабинета. В большой комнате с высокими потолками стены были оклеены разноцветной бумагой. Вдоль одной из стен стояли хоть и устаревшие, но компьютеры. В задней части был учительский стол (естественно, тоже с компьютером), книжный шкаф и диван, чтобы удобней было читать. Меня представили классу и наоборот. Затем мы дружно отправились на всешкольную ассамблею - или попросту собрание, посвященное началу учебного года. Следующим уроком был французский, где я нечаянно услышал забавный диалог своих одноклассниц, сидящих позади.

Мэл: Откуда взялся этот парень? Это что, новенький or something?
Кей Си: Да. Он, кажется, русский и к тому же гений! (Я навострил уши).
Мэл: С чего ты взяла?
Кей Си: Представляешь, он вообще в седьмом классе, но учится в восьмом по алгебре и французскому.
Мэл (с уважением): Ух ты!

Затем шел английский как второй язык. Там-то и начались мои проблемы - точнее, одна, но большая. От чрезмерного волнения у меня разболелся живот и прошел только к концу учебного дня. Зато после школы мы поехали в Монумент американской культуры, как выразилась одна папина знакомая американка, - в Макдональдс: что-то вроде утешительного приза после столь напряженного дня. За первую неделю я нашел друзей и освоился на местности. Все пошло как надо.

Школа

Моя школа Хиллвью (Горный Вид) выглядела бесшабашно или по крайней мере неакадемично. Занятия проходили в одноэтажных домиках, соединенных друг с другом и покрашенных в ярко-коричневый цвет, - или в специальных контейнерах. Это не опечатка: как раз во время моего пребывания в США в Хиллвью шло грандиозное строительство, поэтому часть занятий проходила именно в этих миловидных коричневых ящиках. Ярко-синие двери выходят прямо на улицу, а на стенах нарисованы морские животные, пирамиды Древнего Египта, герои фильма "Форрест Гамп" и мультфильмов - и сами ученики школы. В выборе одежды также позволялась большая демократичность. Никаких тебе "белых верхов с черными низами", все по-простому: шорты, майка и кроссовки. Девочки одевались практически так же.

В школе учится несколько сотен детей с шестого по восьмой класс. Для тех, кто не знает, скажу, что учебный процесс в США делится на три этапа: начальная школа (Elementary School) - 1-5 класс, средняя школа - 6-8 класс (Middle School или Junior High School) и, наконец, старшая школа - 9-12 класс (High School).

В каждой параллели было примерно шесть секций, то есть классов. Классы называются не по буквам, а по номерам: российский 7 "А" класс - это американская секция 7-1. У всех без исключения классов в школе было по семь уроков в день продолжительностью примерно в сорок минут (от 38 до 43). Начинался учебный день в 8:15, а заканчивался в 3:10 - потому что было два больших перерыва: двадцатиминутный reces и сорокаминутный lunch.

Учебный процесс

У российских школьников всегда текут слюнки, когда они слышат, что их американские собратья вправе выбирать любые предметы. Предметы делятся на две группы: обязательные и необязательные, которые выбираешь по интересам. В число обязательных предметов входят математика, science (физика, химия и биология), история, литература, английский и физкультура. Правда, и здесь американцы умудрились сдемократничать! Например, в седьмом классе можно было учиться облегченной математике, обычной математике или алгебре вместе с восьмиклассниками. Необязательных предметов тоже около пяти, но их нужно выбрать из списка, состоящего примерно из тридцати разных курсов. Вот только некоторые из них: лидерство (дальний родственник нашего ОБЖ), компьютеры, драма, различные музыкальные ансамбли, искусство, режиссура, журналистика, курсы молодого секретаря и библиотекаря и многие другие.

Культурные мероприятия

В школе и по будням было не скучно, но для пущего разнообразия устраивались праздники. Были тематические дни-маскарады: то мы приходили в школу в пижамах, домашних халатах и тапочках, то одевались в цвета любимых университетов (Стэнфорда или Беркли). В ланч проводились соревнования между классами по различным видам спорта. За все эти мероприятия давали очки, и вот почему: на первой же неделе учебы вся школа разделилась на три команды (красных, желтых и зеленых), и в течение всего года эти команды соревновались друг с другом за право поехать в аквапарк близ Сан-Хосе. В конце года мы, зеленые, опередили всех соперников на много очков и поехали в аквапарк!

Самым лучшим был праздник под названием "Ярмарка Ренессанса". Несколько месяцев семиклассники на уроках истории изучали Европу эпохи Возрождения - а потом имитировали жизнь людей в это время. Подготовка длилась три недели. Сначала ученики выбрали себе профессии. Чтобы избежать обид по поводу не той профессии, которую хотелось, надо было указать сразу несколько профессий в порядке желательности. Мне, как я и хотел, выпало быть ученым. Всю первую неделю мы готовили мелкие аксессуары: кошельки, бусы, ремни... На второй делали шляпы, жилетки и другие части костюма. Всю третью неделю разучивали традиционный средневековый танец.

Сам праздник продолжался 4 часа (с девяти до часу). Все собрались на баскетбольных площадках, нас выстроили в колонны, и мы пошли маршировать по школе под дробь барабанов и старинные стихи, которые яростно читал один из учителей (все учителя тоже надели исторические костюмы). Потом на баскетбольной площадке мы смотрели тот самый средневековый танец, а затем в спортивном зале, сидя на полу, слушали правила ярмарки, оглашенные мэром (тоже из числа учеников). Потом началось действо.

Каждому надо было пройти четыре стадии: работа, игровая комната, участие в празднике и ремесло. Работать - значило объяснять горожанам правила какого-либо соревнования (их было 18 видов: боулинг, мини-гольф, драка подушками, стрельба из лука и другие) и зазывать на него новых игроков. Быть участником ярмарки значило состязаться самому. Игровая комната - это карты, шахматы, шашки и прочие настольные игры. Практиковать ремесло значило ответить на несколько вопросов о своем герое: сколько лет, где родился... За все давали очки, и я набрал 290 из 292 возможных. Что-то похожее было и в моей московской школе, когда мы праздновали Масленицу. Но здешний размах не сравним с московским.

Учителя

Все учителя Хиллвью - жизнерадостные, остроумные и доброжелательные люди, но трое из них заслуживают особенного внимания. Мистер Хауг был моим классным руководителем. Ему тридцать лет. Он очень высок и имеет рыжую бородку. Большинство моих одноклассников его ненавидели, поскольку его шуточки их доставали. Но я, бедный российский ученик, не привыкший к остроумным и современным учителям, просто обожал его. Вся школа знала его легендарный велосипед, на котором, попивая кофе, он каждое утро приезжал в школу. Еще к положительным качествам мистера Хауга можно отнести хороший музыкальный вкус и умение отлично играть в баскетбол. Одевался он стильно и разнообразно: то в рубашку с галстуком, то в шорты, футболку и сандалии.

Дункан Уиллиамс, или просто Дункан, как он просил себя называть, на самом деле был не штатным учителем, а волонтером: во-первых, ему далеко за семьдесят, а во-вторых, он по образованию инженер. В Хиллвью Дункан специализировался на преподавании английского иностранным ученикам. Дункан - человек исключительного ума и доброты. Он построил первый в северной Калифорнии открытый каток, управлял им около сорока лет, но затем устал и бросил это дело. Зато теперь ему дают бесплатные билеты, чтобы он водил туда своих учеников. Первые несколько месяцев мы еще занимались английским, но затем это перешло в приготовление домашнего задания, а еще чаще в разговоры на темы геополитики, экономики, истории, географии... А в последний день моего пребывания в США мы с ним поехали в парк красных деревьев (redwoods), которые по высоте равны десятиэтажному дому!

И, наконец, мисс Пауэлл. Она тоже преподавала у меня английский язык. Аника Пауэлл - современная и социально активная женщина. Она не пропустила ни одного бегового, велосипедного или какого-либо другого марафона, посвященного памяти жертв рака, СПИДа и т. д. Целый год она преподавала английский в сельской школе в Таиланде, живя в обветшавшем домике и получая мизерную по американским меркам зарплату в двести долларов. Сейчас она тоже не сидит без дела: перевоспитывает женщин-заключенных в Лаосе!

Поездка в Орегон

Пожалуй, моим самым ярким впечатлением от пребывания в Штатах была поездка в Орегон, штат к северу от Калифорнии. Это путешествие нам, можно сказать, подарили папин коллега и друг - профессор истории Стэнфордского университета Терри Эммонс и его жена Виктория, предложив нам поехать к себе в поместье или дачу на пять-шесть дней.

Орегон по сравнению с промышленно развитой Калифорнией можно назвать глушью. Но, на мой взгляд, в этом нет ничего обидного: ведь для многих людей приятней просыпаться под пение птиц и журчанье реки, чем под стук железнодорожных колес и гул автомобилей. Орегон славится на всю страну обилием чистых рек, озер, лесов и гор с чистейшим воздухом.

Сама дача представляла собой довольно впечатляющее зрелище: на пяти гектарах вдоль берега небольшой, но ледяной реки располагались огромный дом хозяев, уютный домик для гостей, загон, где жили козы, овцы, бараны и миниатюрные лошади (не пони!), летний домик для умственной работы и искусственно вырытое озеро. Животных хозяева разводили совсем не на мясо, а для развлечения. По территории дачи разгуливал павлин, в сумерках пугавший нас душераздирающими криками.

Утро мы проводили на огромной деревянной веранде, завтракая, умственно работая (как мой папа) либо просто разглядывая речку напротив. Каждый вечер посещали какой-нибудь ковбойский ресторан, а днем ездили: один раз в лазарет для диких животных, другой - в типичный городок времен золотой лихорадки. И, конечно телевизор (сорок каналов), игра во фрисби (летающую тарелку), американский футбол на травяной лужайке, или, на худой конец, вождение газонокосилки и вездехода. Однажды мы с мамой и папой сидели на веранде и пили кофе. И вдруг, откуда ни возьмись, появилась группа оленей и чинно проследовала мимо. И тут мама говорит: "Ой, надо же что-то сделать, они ведь цветы поедят!" А папа почему-то засмеялся и сказал: "К хорошему быстро привыкаешь". И то правда.

Стас БУДНИЦКИЙ ("iностранец")