"Пишет недостаточно грамотно"
Бизнес-университеты Америки изменяют программы
| еще по теме |
О качестве американского бизнес-образования спорить не принято. Считается, что лучшие MBA-программы и курсы для топ-менеджеров находятся именно в США. Доказательство этому - уровень развития экономики Америки. Однако в последнее время руководство известных бизнес-колледжей начало беспокоиться: оказывается, студенты не знают многих обычных вещей - например, просто-напросто не умеют писать.
"Ну и что? - скажете Вы. - У нас вот в вузе все в слове "корова" по три ошибки делают. И ничего - живут же. Топ-менеджер продиктует - секретарь напишет". Но качественное бизнес-образование тем и отличается, что человек, получивший его, умеет не только управлять компанией, но и грамотно излагать свои мысли на бумаге.
"Я еще не встречала здесь человека, которому бы нравился курс по правописанию и стилистике, - Клэр Гулд, студентка Принстона (Princeton), не скрывает своего разочарования. - Нам преподавал какой-то старшекурсник. По-моему, он просто убивал свое время и наш энтузиазм". Недавно руководство Принстона, к которому не раз обращались недовольные студенты, подготовило новую программу. Неопытных старшекурсников заменили талантливые преподаватели, которые создали актуальный и продуманный курс. Это был смелый шаг, однако многие считают, что он был сделан слишком поздно. Недавно и другие ведущие колледжи сделали изменения в своих курсах по правописанию и стилистике. Принстон и Университет Дьюка (Duke University) полностью переделали программы. Другие - например, Университет Колумбии (Columbia University), продолжают работать по-старому лишь с небольшими изменениями. В университете Брауна (Brown University) и Боудуин-колледже (Bowdoin College) осознают, что их программы по обучению грамоте не слишком хороши. Однако администрация этих вузов не знает, что именно необходимо изменить. Итак, руководство различных престижных университетов США пришло к одному и тому же выводу: студенты не умеют писать грамотно, потому что преподаватели их этому не учат. У нас бы все погоревали, да и забыли. А вот в Америке такой сыр-бор поднялся, комиссии какие-то начались, исследования. Суматошный они народ... Начиная с доклада Комиссии Образования 1998 года до "Национального обзора занятости студентов" в 2003 году, американские специалисты твердят о необходимости обучения будущих топ-менеджеров тонкостям стилистики.
"Почему же в лучших национальных колледжах обучение грамматике и стилистике долгое время считалось вторичным? - вопрошают возмущенные американские СМИ. - И даже теперь, когда отношение к этому предмету начинает меняться, что может занять столько времени?" Одна из причин в том, что в высшей школе США преподаватели стилистики не пользуются большим уважением. "Существует мнение, что это второсортная работа и занятие для непрофесионалов", - объясняет Нэнси Соммерс, директор программы по стилистике Гарвардского Университета (Harward University). Другая - в том, что многие американские студенты считают обучение письму ненужным предметом, о котором необходимо забыть как можно быстрее.
Администраторы отмечают также рост жалоб от профессоров. "Мы постоянно получаем от преподавателей сведения о том, что студенты пишут с ошибками", - говорит Пол Армстронг, декан колледжа Брауна. Однако по мнению руководства вузов, преподаватели, жалующиеся на низкую посещаемость лекций, чаще всего скрывают собственную несостоятельность. Они не могут проводить интересные занятия, основанные на продвинутом курсе. "Каждый из них достаточно обучен для того, чтобы проводить исследования в библиотеке, - считает Джудит Сван, преподаватель стилистики в Принстоне. - Однако почти никто не в состоянии использовать свои знания для того, чтобы работать по перспективной программе". Тенденция не ограничивается колледжами высшего ранга. "Я не видел нового переработанного учебного плана, который придает особое значение стилистике", - заявляет Кэрол Гэри Шнайдер, президент Ассоциации американских колледжей и университетов, предлагающий колледжам реформу учебного плана. Для того, чтобы исправить ситуацию, Принстон недавно пригласил 20 преподавателей, которые имеют опыт в обучении правописанию и стилистике. Университет создал курс, основанный на интересных темах, и предложил студентам несколько факультативных предметов - "Бандиты: мифы и история", "Дракула" и другие. Они направлены на то, чтобы студенты учились излагать свои мысли письменно. Реакция студентов неоднозначна: "Это не был самый лучший предмет в моей жизни, однако и время впустую я не потратил", - говорит Маркус Катсуфс, студент Принстона, после курса "Вьетнам: факты и вымыслы".
В университете Дьюка с середины 80-ых годов использовался метод, разработанный английским профессором, который уже давно на пенсии. В России, где многие предметы в вузах до сих пор преподают по учебникам 1957 года выпуска с "классическим" количеством упоминаний Маркса и Энгельса на страницу, это вполне обычная практика. Однако университет Дьюка решил обновить свою программу. "Преподавателям было понятно, что курс не работает. Это знали и студенты, и их родители, - говорит Роберт Томпсон, декан гуманитарного колледжа университета Дьюка. - Но программы по стилистике и грамматике переделывать сложно". Итак, Принстон и университет Дьюка отказались от устаревших курсов. Это дорогостоящее решение, которое Роберт Томпсон назвал "разницей в миллион долларов", многим вузам не по карману. Дьюк предложил студентам два интенсивных письменных курса. Основа взята из программы Корнелла. Она включает правописание в число обязательных предметов для всех факультетов. Некоторые вузы все еще находятся на ранних стадиях реформы. В Колумбии в начале 1990-ых комитет приглашенных консультантов должен был оценить программу по стилистике. Комиссия нашла ее довольно нелепой, о чем и сообщила в докладе. "Реакции университета не последовало", - возмущается "Хроникал" (The Cronical of Higher Education), одна из наиболее авторитетных американских газет, посвященных образованию.
Два года спустя в университете была сформирована внутренняя комиссия. Она обнаружил, что почти все учащиеся действительно недовольны предметом, который содержит абсурдные требования, включая ограничения на чтение. Комиссия порекомендовала отменить их и нанять нового директора. А этим летом университет Колубии пригласил для рекомендаций Джозефа Бисупа, директора программы по стилистике Йельского Университета. Теперь, пока большинство студентов занимаются по старой программе, экспериментальная группа студентов осваивает новые тематические курсы. До недавнего времени в Брауне "неграмотных студентов" выявляли по их вступительным сочинениям. Однако так как многие студенты получают помощь при их написании, это не действовало. В этом году Браун отказался от подобной практики. Университет предоставил профессорам право давать студентам оценку "пишет недостаточно грамотно". Таким учащимся рекомендуется посетить курс по грамматике, однако вуз на этом не настаивает. Однако и эта стратегия не устраивает руководство. "Факультет ее не использует", - говорит мистер Армстронг, декан колледжа. Многие профессора считают, что если студента назвать "недостаточно грамотным", на него ляжет незаслуженное клеймо позора. Учащийся факультета американской литературы Джон Гэнг считает, что администрация Брауна наверняка опасается давать оценку большому количеству студентов как "недостаточно грамотным", поскольку это может повредить репутации университета.
Беспокойство растет и в Пенне (Pennsylvania State University), где уже год как отказались от старой программы, а новую так и не придумали. Однако в ближайшем будущем и здесь администрация обещает представить обновленный курс правописания. Вскоре и Боудуин намерен внести радикальные изменения в программу. Этот колледж предлагает первокурсникам семинары по чистописанию, однако они не являются обязательными. Как и в других институтах, решение Боудуина вызвано беспокойством среди профессоров, которые считают, что у студентов недостаточно навыков, чтобы грамотно и творчески излагать свои мысли на бумаге. Сотрудники колледжей, заинтересованные в реформах, надеются, что изменения, над которыми они работают, в конце концов привлекут к преподаванию грамматики и стилистики то внимание, которого они заслуживают.
"Умение писать - основа, на которой существует все остальное образование, - говорит Шнайдер. - Если мы не обучаем этому хорошо, то рано или поздно нас спросят, чему же мы вообще можем научить". В общем, если Вы надеялись наконец-то избавиться от "писанины", поступив в американский бизнес-колледж, Вас ждет разочарование. Придется Вам, помимо бизнес-премудростей, овладевать правилами грамматики и законами стилистики иноземного языка.
Виктория Завьялова
По материалам прессы США за январь 2003 года.
В обзоре использованы материалы "Harward Business Review",
"The Cronicle of Higher Education", "Educause" и другие.
|