Факультет американской моды

Факультет американской моды

В Международной академии дизайна и технологий (IADT), частном вузе США, есть факультет моды. Он открылся в мае 2004 года, и первый же его набор совпал с 27-летием учебного заведения (вуз основан в 1977-м).

Учась на данном факультете, «Персоны дизайна» набивают руку в своем деле. Это основное занятие студентов. От него их отвлекают общеобразовательными обобщениями, включенными в обязательную программу. На факультете сравнивают европейскую одежду с азиатской, дают обзор готового платья в Штатах. Деятельность, которую ведут на факультете, влияет на формирование тенденций моды. Каким IADT видит своего портного, кроящего платье на манер «европоазии», корреспондент «О&К» Ольга Осипова попросила рассказать директора программ о моде и дизайне Эрика СОРГА. Редакция также пригласила принять участие в разговоре доцента, замкафедры теории творчества и художественного проектирования Уральского государственного горного университета города Екатеринбурга Татьяну ОРЛОВУ.

Эрик Сорг незнаком с Татьяной Орловой, читающей лекции по дизайну костюма. Татьяна Орлова не знает Эрика Copгa, возглавляющего американский факультет моды. В аналитике Екатеринбург с Америкой сходятся, но в некоторых вопросах есть разногласия.

Эрик Сорг: «Наши дипломные и бакалаврские программы подходят двум категориям студентов. В первую входят те, кто получил некоторое представление о дизайнерской работе. Во вторую — все остальные, кто идет в академию, движимый не профессиональным опытом, а одним желанием пробиться. Вступительные требования ставят всех абитуриентов в одинаковые условия. Это помогает нам находить и удерживать в академии талантливых людей. Идеальному выпускнику факультета моды кроме умения конструировать одежду, знания видов драпировки и тканей положено разбираться в предпринимательстве, маркетинге и мерчандайзинге. Отсюда двойные названия специализаций. Сбыт вкупе с распространением — такие же обязанности дизайнера, как выполнение эскизов, если он не хочет когда-то оказаться хозяином однодневного дома моды. Не прогорит в этой стране тот человек, кто придумает, как управлять желаниями своей целевой аудитории. Считайте, вы угодили рынку, если смогли повернуть дело так, что покупатель, глянув на вашу новую коллекцию, через минуту сказал: «Беру!»

Татьяна Орлова: «Дизайнер, работающий в Америке, нагружен больше. Его время сжато настолько, что об искусстве ради искусства легче не думать. У него нет 20 лет, как у Йодзи Ямамото, в 80-х показавшего Европе коллекцию асимметрий, неподшитых горловин и оборванного подола, чтобы любование краем линии к 2000 году заставило вас переодеться в драные джинсы, разрезанные под впечатлением ножниц Йодзи. Америка сильна массовым прoизводством. Ее серийная одежда нeдолговечна. Конвейер требует непрерывного обновления. Через Штаты дизайн, само одевание примкнули к психологии, к психоанализу чувств и настроений людей. Их дизайнеры — безусловно, школа, узнаваемая рядом с итальянской и японской. Хотя они и ошибаются, когда говорят покупателю: «Мы создали для тебя то, что ты хочешь», — и думают, что скрываемое внушение действует везде и на всех. Вспомните телемагазины. Я не знаю, в России их еще кто-то смотрит?»

Заслуженный наперток

На критике старого американского общества, увлеченного фирмами, которые если что и выпускают, то не столько ради ценности самой вещи, сколько для наглядности всенепременной заботы о своем покупателе, построен метод обучения в Международной академии дизайна и технологий. Образование на факультете моды привязано к производству. Одно для другого является руководящим третьим глазом.

Два раза в год факультет проводит заседания экспертного комитета. В его (комитета) правление входят люди, интересные профессиональному образованию. По их рекомендациям начинают менять программы. Закончив редактуру, все успокаиваются. Естественно, оттого, что до следующего собрания комитета новые технологии будут «как надо» передавать студентам.

За три года обучения на бакалаврском курсе студент узнает все, что нужно знать дизайнеру одежды. И форматность глянцевой журналистики, и паблисити дизайнера, делающего карьеру, и предсказуемое переодевание покупателя как факт рекламной агитации. Хорошо, если по окончании программы студент подготовился к визуальному завоеванию публики. Плохо, если прошел мимо социологических жалоб на рекламный мед: реклама во множестве нивелируется; в один прекрасный день публика перестает воспринимать художественный сдвиг «ваши заботы — наши хлопоты».

Закройщик вынужден придумывать, что продвигать дальше, где и для кого. Чтобы вот так всю жизнь крутиться, ему надо стать дипломированным закройщиком.

Эрик Сорг: «Я из штата Индиана. Переехал в Орландо, в кампус академии, по окончании Ball State University. Этот вуз был моим началом. Я учился на бакалавра по смежной специальности. Профилирующим направлением выбрал дизайн одежды и одновременно занимался маркетингом. В то же время участвовал в местных, национальных и международных соревнованиях дизайнеров одежды. Побеждал. От вице-президента университетского общества моды поднялся до президента. Учась, подрабатывал внештатным дизайнером костюмов, декоратором, хореографом. Сотрудничал на разных должностях с компанией Уолта Диснея, в Transweel Corporation, Gap Inc., Maurices.

Сейчас у меня больше десяти лет профессионального стажа. Кроме того, что являюсь директором программы, я еще и независимый консультант по продажам в компании Coffield & Co (у нее швейная фабрика в Индианаполисе) и автор коллекции мужской одежды. Однако в связи с переездом не успел закончить работу над ней. Но думаю, что сделаю это в ближайшее время.

На факультет моды пришел в 2004 году, когда его открывали. Первое время был внештатным преподавателем. Вел разные предметы — от конструирования одежды до мерчандайзинга, меняя курсы от триместра к триместру. Проработал так до марта 2006-го, пока мне не предложили место штатного преподавателя. Я согласился. В мае 2006-го стал директором программы, а также директором нашего ежегодного представления студенческих портфолио. Теперь учу меньше — больше руковожу».

Заполнение учебного портфолио для студента академии аналогично обслуживанию включенного конвейера, и это можно считать началом творческой биографии. Чем убористее резюме, тем ближе человек подходит к соисканию премии, например такой, как Golden Thimble («Золотой наперсток»), выражающей публичное профессиональное признание.

Горошек и клетка

Draft pattern («рисунок по образцу») - один из предметов факультета моды. Он главный, но дидактически не новый. Он и сам образец, претендующий на далианскую технику — учиться по старым мастерам, а уж потом действовать по усмотрению. Синдикат американских дизайнеров отмечен в энциклопедических изданиях. Происходившее в Америке там дано сжато, календарно.

Америка первой трети XX века оказывала гостеприимство мадам Коко и мадам Шапарелли, копировала до нитки Париж и затем, чтобы отделаться от него, села шить по-своему и пошила кофточку из джерси, кофточку в горошек, мексиканскую рубашку, клетчатую юбку, запахивающийся халат х/б, «туфли типа балетных». В журнале Vogue за 1938 год проиллюстрирован «народ, сходящий с ума по одежде». У этого нaрода провинция заламывает шляпы не хуже города, а продавщицы одеты как светские женщины. Не американки, а бедняжки англичанки, не имея денег на чулки, скрывают ноги под кремом для загара и сквозной шов от пятки до мыслимой застежки чулочного пояса подводят карандашом для бровей.

Татьяна орлова: «Представители американской школы дизайна времен Второй мировой попали под влияние эмигрировавших в их страну европейцев. Красивое также показывал Голливуд, одеваемый Европой. С ним считались настолько, что вещи, подготовленные для кино, после проката нового фильма дублировали, запуская серийное производство повседневной одежды. Так от Голливуда пошла американская массовая мода прет-а-порте.

В наше время дизайнер Европы, Азии занят новыми технологиями хай-тек, позволяющими, например,уменьшить себестоимость материалов, тканей. Штаты их берут, если есть на чем основать прибыльный бизнес. Доходную часть рассчитывают просто: из недорогой ткани дешево шьем, дешево продаем и побеждаем на рынке. Первое правило массового производства в Америке— утилитарность. Если вещь не практична, она не нужна».

Эрик Сорг: «По моим наблюдениям сейчас американский рынок дизайнерской одежды быстрее всего растет в Калифорнии, Нью-Йорке и Флориде. В этих трех штатах бывают люди со всего мира, в частности из Европы и Азии, и успех местных домов моды — итог межкультурной коммуникации. На нашем факультете мы говорим студентам, что американская мода связана с образом жизни, в который одни люди нашей страны втянулись, а другие хотят быть втянутыми. Американцы склонны подражать знаменитостям. Например, молодежь предпочитает носить торговые марки Abercrombie & Fitch и American Eagle. Считается, что фирменная одежда этих двух компаний передает чувства и отношение к миру «горячих людей» (ищущих развлечений). Человек строит для себя силлогизм: «American Eagle носят «горячие люди». Я хочу праздника и ищу развлечений, я это надену. Меня будут воспринимать как «горячего человека», и я получу мой праздник и мое развлечение». Дизайнеры одежды с высшим образованием, но без практики походят на теоретиков, раскрывших сюрреальность в своем покупателе. Тот им доказывает, что, переодетый в новое, он уже не он, а кто-то другой. Спешите видеть: широкоплечий пиджак, длина на уровне коленей, востроносые туфли... Служба карьеры, один из отделов академии, содействует выпускникам факультета моды в трудоустройстве. Учит составлять резюме, проходить собеседование. Найдя вакансию, молодой специалист останется в Америке на год. В течение этого времени ему будут платить за работу по специальности. Международная академия дизайна и технологий о нем напишет: «В нашей стажировке участвовал».

«Образование и карьера в России и за рубежом»