Среднее образование. Швейцария

Среднее образование. Швейцария


КАК Я РАЗУЧИЛСЯ СПИСЫВАТЬ (личный опыт)


еще по теме

Швейцария была выбрана не случайно: с английским к тому времени я уже справлялся довольно хорошо, и мы с родителями нацелились еще на один европейский язык - французский. Фрибур находится как на границе франкоязычной и немецкоязычной частей Швейцарии, так что являлся подходящим местом. Все заботы по подыскиванию для меня подходящей швейцарской семьи и записи в школу взяла на себя AFS. Оставалось только заплатить $5.500 за участие в программе и собрать чемодан.

К сожалению, франкоговорящей семьи, готовой принять российского школьника, для меня не нашлось, и мне предложили поселиться в немецкоговорящей семье. После некоторых колебаний я согласился, так что мне фактически пришлось осваивать два новых языка...

Третий класс в швейцарских школах - предвыпускной, и фактически соответствует нашему десятому, хотя возраст учеников несколько иной: швейцарцы заканчивают среднюю школу не в 16-17 лет, как у нас, а в 19-20 лет. Два последних класса составляют как бы переходную ступень между средним и высшим образованием. Так что я, отправившись в Швейцарию после окончания средней школы, попал в группу, где учились мои сверстники. Учиться мне предстояло по французской программе Baccalaureate.

Первым делом мне предложили выбрать профиль обучения. Школу в Москве я закончил с очень хорошими оценками, поэтому я свободно мог записаться и в один из специализированных - с экономическим, юридическим или лингвистическим уклоном. Но я сознательно выбрал общеобразовательный класс, поскольку считал, что трудностей с адаптацией в незнакомой обстановке мне хватит и без дополнительных предметов.

В нашем классе оказалось 14 человек, все - парни. Потом мне объяснили, что по программе именно в общеобразовательных классах предусмотрено наибольшее количество часов на математику, которую швейцарские девчонки "любят" так же мало, как и российские. Кроме математики в расписании фигурировали физика, химия, информатика, английский и французский языки, история, история религий и физкультура. Каждую неделю проводились лабораторные: одну неделю - по физике, другую - по химии.

В нашей школе, как и в большинстве кантонов Швейцарии, была пятидневка. Занятия начинались в 8.00, а заканчивались около 16.00. В полдень был перерыв, причем именно перерыв, а не просто большая перемена, потому что мы успевали не только спокойно поесть, но и поваляться на травке. При этом в столовой, если не наелся, можно было бесплатно получить в качестве добавки сколько угодно гарнира.

Первое время было довольно трудно привыкнуть к шестибалльной системе оценок. При этом оценки у швейцарцев принимают форму не только целых, но и дробных чисел. Например, если за работу с небольшой ошибкой вам ставят 5,8 балла, то это считается очень даже неплохим результатом. 

После первых занятий я с удивлением обнаружил, что многое из того, что мои одноклассники изучали как новый материал, я давным-давно знал из курса российской средней школы (все-таки не зря говорят, что российское образование до сих пор одно из лучших в мире). Зато какое у них оснащение! Мы ставили опыты на самом современном лабораторном оборудовании, занимались языком в прекрасных лингафонных кабинетах. Про свободный доступ в Интернет, который до сих пор остается несбыточной мечтой российского школьника, я не говорю.

Самым большим сюрпризом стало для меня отношение моих одноклассников к учебе. В швейцарских школах нет списывания! Я много раз наблюдал, как кто-нибудь из ребят, не успев или просто поленившись сделать домашнее задание, потом терпеливо выслушивает "комплименты" учителя - учителя из-за невыполненной домашней работы бушуют точно так же, как их российские коллеги. И при этом никому из моих швейцарских друзей ни разу не пришло в голову взять у приятеля тетрадь с готовой работой и таким образом решить свою проблему.

Правда, при этом надо иметь в виду, что на общий балл подобные неприятности никак не влияют, ведь засчитываются только оценки за контрольные. Лично мне эта система нравится, она гораздо менее формальная, чем наша, и более справедливая: никакая "шальная" двойка за несделанное вовремя упражнение не испортит итоговой оценки, при условии, конечно, что допущенные пробелы ты сам потом исправишь.

Оценки ставят только за контрольные. В течение учебного года по каждому предмету проводится определенное количество контрольных работ, причем часть из них - сюрпризом, безо всякого предупреждения. Это делается для объективности проверки знаний учеников. За год ученик должен набрать определенное количество баллов по каждому предмету.

Тот, кто не дотянул до нужного уровня, остается на второй год. В нашем классе из 14 ребят таких оказалось четверо, так что требования довольно высокие. Остаться на второй год можно только один раз, дважды второгодника просто отчисляют из школы, и бедняге приходится или искать себе работу, а с таким "образованием" на приличную нечего и надеяться, или пробовать поступить в какой-нибудь техникум.

Я успешно закончил третий класс и получил соответствующий сертификат. Если бы я проучился еще год, то мог бы стать обладателем аттестата BAC, дающего право на поступление в университеты Швейцарии и Франции. Четвертый класс, в который по итогам года перешло большинство однокашников, является выпускным. Выпускные экзамены одновременно являются и вступительными в любой вуз Швейцарии.

Не могу не рассказать еще об одной "учебной форме", оставившей у меня самые лучшие впечатления. В старших классах швейцарских школ ученикам предлагается особое обязательное задание, которое заключается в том, что группа или класс разрабатывает и осуществляет план поездки в другую страну. Родители и руководство школы не должны вмешиваться, поскольку считается, что выпускники должны доказать свою самостоятельность и умение быть независимыми от взрослых. В выполнении этого задания я принял самое непосредственное участие.

Дело было так. Поначалу мы загорелись идеей ехать в Швейцарию, на озеро Лох-Несс, но директор заявил, что это слишком дорого (по условиям деньги на поездку мы должны заработать сами). Тогда мы решили съездить в Венгрию. По расходам эта поездка выглядела более скромно, а архитектурные красоты Будапешта явно стоили того, чтобы посмотреть на них своими глазами. Чтобы обеспечить финансирование, мы с ребятами... продавали вино. Каждый изворачивался как мог: одни уговаривали своих родственников и их друзей купить бутылочку-другую, упоминая, что деньги пойдут на благое дело, другие просто ходили по домам, звонили в каждую дверь и всем объясняли, почему продают вино и на что предполагают потратить выручку. В конце концов нам удалось собрать по 500 швейцарских франков на каждого ученика, и поездка - состоялась. Мы отдохнули просто великолепно!

Еще надо отметить, что мне очень повезло с принимающей семьей. Родители, несмотря на свою занятость, старались показать мне как можно больше интересного, заботились о том, чтобы я не скучал и не чувствовал себя одиноко. Кроме швейцарских "мамы" и "папы" у меня оказалось сразу два "брата" - один старше меня, другой младше. Они уделяли мне очень много времени, и это при том, что семья, согласно условиям обменной программы, за мое у них размещение ничего не получала!

Этот год не просто быстро пролетел - он промчался. За это время я овладел французским, усовершенствовал английский, начал немного говорить и понимать по-немецки, научился классно кататься на лыжах, привык к национальному швейцарскому блюду фондю (расплавленный сыр, который едят с ломтиками хлеба) - и по-настоящему влюбился в эту сказочную страну. Вернувшись домой, я довольно легко сдал вступительные экзамены в Московский государственный университет коммерции, где сейчас и учусь. Встречаясь с множеством незнакомых людей, каждый день сталкиваясь с новыми проблемами, принимая абсолютно самостоятельные решения, я только теперь понимаю, какой ценный жизненный опыт я получил в Швейцарии. Так что всем, у кого есть возможность пойти тем же путем, рекомендую поступить так же.

материал предоставлен журналом "Обучение за рубежом"