Этот диплом уже не первый…
Дорога до университетского центра гостиничного бизнеса Cesar Ritz занимает немало времени: 3 часа 15 минут - самолетом Москва-Женева, и еще 2,5 часа на поезде до Брига - "немецкой столицы" швейцарского кантона Вале. В тот апрельский вечер Центр гудел словно огромный улей - студенты программы postgraduate diploma (PGD) готовили к защите дипломный проект под названием "Последняя ночь Титаника": колдовали на кухне, декорировали зал, настраивали свет и музыку, встречали гостей - суровую приемную комиссию. Задача была не из легких: публику накормить, напоить, развлечь, отправить домой, навести полный порядок в зале и на кухне, при этом уложиться в отведенное время - так, как учили: по мировым стандартам. Диплом менеджера отельного бизнеса у этих студентов будет не первый. Все они бакалавры, пришли сюда из кино, экономики, лингвистики, туризма. Сегодня на вопросы о том, почему люди с высшим образованием поступают в гостиничные школы, какие цели они преследуют, каковы особенности программы PGD отвечает директор университетского центра "Cesar Ritz" Даниэль ГУЦВИЛЛЕР и сами студенты.
Немного о "Cesar Ritz"
Университетский центр "Cesar Ritz" в Бриге принадлежит группе институтов гостиничного бизнеса HotelConsult. Внутри Центра работают 4 учебных заведения. "Международный колледж гостиничного бизнеса" (ICHA) ведет программы Higher Diploma и Postgraduate Diploma. Вашингтонский государственный университет (США) предлагает программу бакалавра. И, наконец, британский "Манчестер Метрополитан Университет" ведет магистерский курс Master of Science. Тут студентов не делят на группы, как принято в наших вузах. Каждый студент занят своим делом, у каждого свое расписание - на лекции он сидит с одними ребятами, проекты и лабораторки выполняет с другими. Оно и понятно. Основной контингент бриговских студентов - люди от 25 до 50 лет. Было бы глупо строить их парами и водить за ручку по классам. Они сами решают, когда им делать домашние задания, где, как и с кем проводить свободное время.
Начать жизнь сначала
Наша программа PGD предназначена людям с высшим образованием, - говорит Даниэль Гуцвиллер. - Тем, кто решил сменить направление деятельности, быстро овладеть полезным ремеслом и начать карьеру в совершенно новой для себя сфере. Мы даем шанс нашим PGD-студентам попробовать свои силы за границей; побывать руководителем и подчиненным, узнать, как и чем живут люди, что такое интернациональный коллектив. Некоторые приходят на PGD, но про свое первое образование не забывают - напротив, рассчитывают получить хорошее дополнение к первому диплому юриста, программиста, филолога, экономиста... Крупным отелям всегда нужен грамотный персонал для бухгалтерии и в департаменте маркетинга, в компьютерной службе и PR-отделе. Естественно, новоиспеченному специалисту ответственный пост не доверят, но со временем - очень даже возможно. Фактически гостиничный бизнес - это рабочий бизнес, ремесло трудоемкое, но все же не физика и не химия: все отели мира устроены примерно одинаково. Поэтому взрослых учат недолго: теоретическая часть PGD длится два семестра, есть полугодовая стажировка, завершается процесс вручением Postgraduate Diploma in Hotel and Restaurant Administration. Учебный курс - компактный и довольно интенсивный: студенты проводят в школе почти весь день, уроки начинаются в 8 утра. Ко второму семестру народ втягивается и не очень переживает по поводу ранних занятий. Естественно, случаются недоразумения на занятиях по кухне и сервису, во время практики, когда студента просят вымыть посуду, обслужить посетителей в ресторане, навести порядок в номере: взрослых с высшим образованием не радует неквалифицированный труд. Мы стали больше внимания уделять этой проблеме, особенно после того, как получили несколько нелестных отзывов из отелей, куда были отосланы наши студенты. Теперь в начале первого семестра мы будем проводить беседы с новичками: расскажем, что включено в учебный курс, что грязную работу поручают не для того, чтобы унизить, а чтобы человек понимал как функционирует отель и ресторан.
Как тут учат: мнение студентов
Никто не знает, почему, но пока из России на PGD учатся только девочки. Их тут уважают. Преподаватели хвалят, говорят, что они прилежно учатся, только тихие очень. Вот что они сами рассказывают: "Нужно сказать большое спасибо нашему советскому образованию, оно у нас действительно фундаментальное и нам тут с ним очень комфортно. Первый "терм" - самый трудный: четыре дня в неделю мы в школе, начинаем рано утром, учимся до 10 вечера, а ночью учим домашнее задание. Опоздания на лекции не допускаются: там отмечают, как в школе. Пропустил пять занятий по одному предмету - не допустят к экзаменам". "Зато учителя очень милые, не халтурят. У меня были проблемы с французским. Преподаватель оставался со мной после занятий, пояснял материал, и даже денег за уроки не просил". "На стажировке могут доверить работу на ресепшн - если свободно говоришь на немецком или французском. А так выбор небольшой - кухня или сервис. Одно из заданий называется breakfast duty: нужно подготовить ресторан к завтраку и обслужить клиентов. А отели деньги считают, экономят на персонале. Кто-нибудь заболел - ты один на один с огромным залом и толпой оголодавших туристов. При этом ты почти не говоришь по-французски, а половина народу говорит только на этом языке. Ты не понимаешь, что происходит. Тут врывается армия японцев, человек 60: челюстями лязгают, круассаны поедают..." "Да, мы приехали, нас построили, раздали ножи и велели резать морковку. Но это абсолютно нормально. Как раз человек с высшим образованием адекватно воспринимает низкие позиции. И потом, никто не собирается всю жизнь бегать с подносом.
Трудоустройство
Школа помогает с работой: использует свои связи, устраивает в Америке Career Fair - огромную ярмарку работодателей. За свежим персоналом приезжают отели-гиганты: Hayatt, Ritz, Sheraton, Hilton. Есть интересные вакансии: в отделе кадров и маркетинга, можно стартовать с должности помощника бухгалтера или booking office - службы бронирования - отель подпишет Вам контракт на 2-3-5 лет, назначит хорошую зарплату"... Путешествия и пища - вечные ценности. И поэтому люди будут перемещаться из пункта А в пункт В и посещать рестораны, а гостиничный бизнес - будет жить. После событий прошлой осени (вопреки скептическим прогнозам) индустрия полностью восстановилась - так что имеет смысл в ней трудиться.
Наталья Цыкура
материал предоставлен газетой "Иностранец"
|