Профессиональное образование. Великобритания

Популярное



Профессиональное образование. Великобритания


Мы пойдем другим путем

Само сочетание слов «образование» и «Великобритания» вызывает у нас стойкие ассоциации с частными школами, языковыми курсами и университетами. 
А вот профессиональные колледжи почему-то незаслуженно упускают из виду.


Несколько неуклюжий термин «дальнейшее (или продолженное) образование» — калька с английского further education — уже стал привычным для специалистов по обучению за рубежом. Это не только овладение профессией в короткие сроки, как часто полагают в России. Это, скорее, альтернативный способ подняться по карьерной лестнице. Дорожка, по которой идет большинство обучающихся в Великобритании, у нас уже хорошо известна: школа, в 16 лет — экзамен на сертификат GCSE, затем углубленное изучение нескольких предметов и в 18-летнем возрасте сдача экзаменов A-levels, после чего — поступление в университет. Для тех, кто хочет влиться в этот поток после российской школы, — годовая программа Foundation перед вузом.
Колледжи дальнейшего образования предлагают другой путь: в 16 лет вместо того, чтобы идти на A-levels в школе, молодые люди выбирают учебу, которая быстро дает профессиональные навыки и позволяет начать работать. Однако очень часто в колледжах также есть программы A-levels. В британских «техникумах» более широкий спектр дисциплин, чем в школах, среди изучаемых предметов могут быть, например, психология или социология. Есть и Foundation для иностранных студентов, и курсы, готовящие к сдаче на сертификат GCSE. А кроме того, семинары, курсы повышения квалификации для специалистов, обучение иностранным языкам, кройке и шитью, вышивке, информатике, йоге, флористике... Словом, колледж совмещает в себе функции, которые у нас выполняют языковые и подготовительные курсы, техникумы и ПТУ, даже дворцы культуры и дома пионеров с кружками для взрослых и детей.

Как правило, в таких учебных заведениях нет специализации в одной области — напротив, в них множество факультетов разного профиля. Например, в Barry College в Кардиффе (Уэльс) есть факультеты аэрокосмической инженерии, бизнеса и менеджмента, здравоохранения, дизайна и искусства, туризма, гостиничного дела, спорта, строительства... В шотландском Falkirk College готовят воспитателей детсадов, мебельщиков, музыкантов, сотрудников радиостанций и т.д. Практически в каждом колледже можно получить специальность, так или иначе связанную с индустрией красоты. Это не только традиционные маникюр, педикюр и парикмахерское искусство, но в первую очередь косметология, массаж, ароматерапия и комплекс процедур, связанных с уходом за лицом и телом, оздоровлением и релаксацией.

Некоторые программы четко ориентированы на профессиональную деятельность в дальнейшем, другие — на продолжение образования в университете, третьи поз воляют и то и другое. Например, желающие изучать маркетинг в колледже Bournemouth&Poole могут выбирать, учиться ли им и дневном или вечернем отделении, ограничиться одним уровнем или пойти на второй, сразу по окончании устроиться в службу PR, маркетинга, рекламы и продаж или пoступать в университет. В зависимости от программы выпускники колледжей идут сразу на второй или третий курс.

Особой популярностью у приезжающих в Bournemouth & Poole иностранцев пользуется годичная программа Foundation, готовящая к учебе в вузе по специальностями связанным с бизнесом. В течения года студентам преподают основы бухучета, юриспруденции, менеджмента, международной торговли маркетинга и делового английского, учат вести переговоры, писать отчеты, делать быстрые заметки готовить презентации и т.п. Такие же подготовительные программ можно найти в большинстве колледжей дальнейшего образования чаще всего они связаны с информационными технологиями, инженерией, медициной и бизнесом.

— Почему-то иностранные студенты думают, что в британских колледжах можно учиться только менеджменту, — замечает Элейн Праудфут, директор по развития бизнеса Langside College в Глазго. — А мы можем предложить множество интересных программ о существовании которых иностранцы иной раз и не подозревают!

Предпринимательство и менеджмент в этом колледже препядают не только будущим бизнесменам. Основы предпринимательства входят в состав профессиональных курсов, чтобы выпускники могли стать не только наемными работниками в чужой компании, но и хозяевами собственных массажных салонов, парикмахерских, магазинов, фирм ландшафтного дизайна и т.п. Большинство студентов и в самом деле выбирают трудоустройство, а не продолжение обучения, поскольку уже владеют необходимыми для профессиональной деятельности знаниями и умениями. В Langside College готовят, например, зубных техников. У них значительную часть учебного времени занимает ручной труд в лаборатории.

— Конечно, мы имеем дело с самыми современными техноло гиями, — смеется руководитель стоматологического отделения Джо Макинтайр, показывая ла бораторию протезирования. — Вот вам, например, новый дорогой штамповочный пресс. Но если вдруг отключат электричество — работа остановится. Поэтому мы учим работать и со старым добрым механическим прессом.

Шотландцы особенно гордятся своей изобретательностью и способностью сделать конфетку из любого подручного материала. Макинтайр рассказывает недавнюю историю. Мальчику с дефектом внешности для восстановления лица нужен был швейцарский аппарат стоимостью 20 тысяч фунтов стерлингов. Таких денег у семьи не нашлось. Сотрудник колледжа купил в хозяйственном магазине железок на три фунта и сконструировал оригинальный аппарат, который блестяще справился с задачей. Сейчас принято считать, что материальное стимулирование — важнейший фактор мотивации. Но осознание осмысленности и полезности своего труда едва ли менее значимо.

— Для наших студентов очень важно то, что их работа действи тельно помогает людям, попав шим в беду, — говорит Макин тайр. — Мы участвуем в государ ственной программе обеспечения протезами людей, имеющих се рьезные косметические дефекты: делаем искусственные носы, уши, пальцы, глаза. Наша работа возвращает людям возможность нормально жить в обществе.
Среди предлагаемых колледжами профессий есть не только социально значимые (медсестры, экологи, специалисты по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии), но и просто востребованные (тренеры по фитнесу, бухгалтеры, веб-дизайнеры и т.п.). Среди самых популярных программ Langside College — садоводство и Golf Field Management (устройство поля для гольфа и уход за ним). Что в Великобритании живут самые умелые цветоводы в мире, доказывать не нужно, достаточно посмотреть на садики в британских пригородах, цветники в парках и увешанные каскадами растений фасады здешних пабов; что и говорить о выставке в Челси, определяющей высокую моду в цветоводстве. Эта профессия приобретает популярность и в России. На территории колледжа есть площадки, где студенты работают над своими проектами: им достаются запущенные, заросшие густыми сорняками клочки земли, на которых они должны самостоятельно устроить цветники, альпийские горки, малинники, овощные грядки.

Много работы и у тех, кто учится создавать и содержать поля для гольфа: выбор травы, стрижка, планирование поля с искусственными препятствиями и т.п. В других колледжах можно найти аналогичные курсы и для тех, кто занимается, например, футбольными полями.

Сейчас в России принято смотреть на систему профессионального образования с некоторым пренебрежением — отчасти из-за кризиса самой системы, отчасти из-за резко возросшего престижа высшего образования. Однако общеизвестно: чем цивилизованнее страна, тем большая доля рынка труда приходится на сферу услуг, тем более возрастает в них потребность с каждым годом. Между тем у нас все чаще встречается кривая карьерная траектория: вчерашний школьник любой ценой стремится в вуз на экономику-юриспруденцию, но после него, не имея нужных знаний и навыков, все равна идет в сферу обслуживания — переучиваться на практике. Свое отношение к российской системе мы часто переносим и на зарубежные аналоги. Может быть, оттого представители британских учебных заведений так настойчиво советуют российским партнерам в образовательных агентствах разобраться наконец, какую роль играют в Великобритании колледжи дальнейшего образования и чем они могут помочь иностранным студентам. И в самом деле, чем?

Наталья Пугачева, руководитель отдела «Обучение за рубежом» Международного языкового центра Language Link: «Колледжей продолженного образования (College of Further Education) в Британии около 550. Выпускникам они выдают свидетельство о профессии, хотя отличники получают диплом, эквивалентный A-level. Для поступления в колледж достаточно сертификата о среднем образовании (GCSE). Российский аттестат тоже подходит, если подтверждено адекватное знание английского. Кстати, не следует путать эти учебные заведения с колледжами высшего образования (College of Higher Education). Эти колледжи, как и университеты, присваивают степени (только уровня бакалавра) и выдают дипломы о высшем образовании. Колледжи, как правило, меньше университетов. Выбирая колледж, следует обратить внимание на наличие у него аккредитации BACIFHE (British Accreditation Council for Independent Further and Higher Education). Поскольку такие курсы посещают сотрудники предприятий и учреждений, не получившие в свое время высшего образования, то лучше заранее узнать средний возраст учащихся. Стоит обратить внимание и на процент иностранных студентов в колледже: чем выше этот показатель, тем более однороден по возрасту состав и лучше налажена работа социальных структур колледжа. 

Language Link успешно работает с некоторыми колледжами. Например, в David Game College, расположенном в центре Лондона, с сентября 2003 года учатся два наших студента. 80% студентов колледжа — иностранцы. Стоимость обучения в год — от 2300 до 9100 фунтов стерлингов в зависимости от специальности. David Game College не заключает официальных соглашений с университетами о приеме своих выпускников, желая сохранять независимость. Однако более 60 университетов Великобритании за последние годы приняли на обучение окончивших колледж. Многие из этих вузов входят в двадцатку лучших по рейтингу Times 2003 года: например, London School of Economics (4), Bath University (5), University College London (6), Bristol University (9), Nottingham University (13), Manchester University (15), Birmingham University (15). Newcastle University (17), Kings College London (18), Royal Holloway (19)».

Обучение в них значительно дешевле, чем в вузах и даже частных школах. Например, в упомянутом Langside College год обучения информатике стоит 3800 фунтов, а в Glasgow Caledonian University — 7000. Те, кто хочет получить степень бакалавра в вузе, могут провести два первые года в колледже и затем перейти на третий курс. Большинство колледжей имеют партнерские связи с местными вузами, куда и направляется часть выпускников. Другие поступают и в вузы с бо- I лее громкими именами — например, старинный и престижный Университет Глазго. Колледжи помогают абитуриентам: дают рекомендации, показывают, как нужно заполнять формы заявок, консультируют.

В колледжах, как правило, ниже требования к владению английским языком (IELTS 4,0-5,0 в зависимости от программы, в вузах обычно — 7,0) и хорошо налажена служба языковой подготовки. Многие такие службы уже получили аккредитацию Британского совета, удостоверяющую качество образовательных услуг, или находятся в процессе ее получения.
Группы здесь меньше, аудиторная нагрузка больше. Для человека, не привыкшего к британской системе образования с ее упором на самостоятельную работу, это хорошая переходная ступень.

Иностранных студентов колледжи поддерживают особо: помогают вписаться в коллектив, организуют службы помощи, дополнительные курсы. Содействуют в поиске жилья, размещают в семьях или общежитиях, которые у нас обычно именуют резиденциями.

Наконец, если по каким-то причинам после первого-второго года учебы студент не может продолжить образование, колледж, в отличие от вуза, дает ему профессию и возможность себя обеспечивать.

Остается добавить, что 18-19 сентября в Экспоцентре на Красной Пресне состоится выставка образования Education UK, в которой примут участие более 80 университетов, школ, языковых курсов и колледжей из этой страны. Все желающие могут задать свои вопросы лично представителям учебных заведений Великобритании.

По материалам журнала"Карьера"