Среднее образование. Великобритания

Среднее образование. Великобритания


РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

еще по теме

Идея раздельного обучения мальчиков и девочек современному человеку кажется устаревшей. Редкие родители пожелают отдать своего ребенка в такую школу. Впрочем, в России об этом задумываться не приходится, «однополые» школы у нас можно сосчитать по пальцам. Естественно, существуют они только в негосударственном секторе. В Великобритании — совсем иная картина. Государственное образование там, как и в России, ориентировано на совместное обучение, а вот среди частных учебных заведений преобладают отдельные школы для мальчиков и для девочек.

Сегодня многие отправляют своих детей на учебу в англоязычные страны, в том числе и в Великобританию, причем именно в частный сектор. Здесь немало прекрасных школ с совместным обучением. Но стоит ли из-за сложившихся стереотипов сразу отвергать большую половину возможных вариантов? Как сказал поэт Юрий Левитанский, «каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу» — и точно так же каждый сам должен решить, где его ребенку пройти языковую практику, набраться жизненного опыта. Но при этом нельзя забывать, что каждая личность уникальна, неповторима, имеет свои индивидуальные особенности. Так что лучше рассмотреть все возможные варианты и выбрать тот, который наиболее подходит для конкретного ребенка Автор данной статьи не ставил перед собой цель доказывать преимущества раздельного обучения. И все же стоит разобраться, почему политика старейших частных школ. Великобритании расходится с государственной, ознакомиться с особенностями и достижениями незнакомого российскому читателю метода раздельного обучения.

Среднее образование в Великобритании двухуровневое. В 16 лет школьники сдают экзамены по уровню GСSЕ, а желающие поступить в университет учатся еще два года, чтобы получить диплом А-level Вот уже несколько лет по результатам исследований успеваемости школьников в тридцатке лучших школ около 70% составляют школы с раздельным обучением.

Естественно, специалисты не могли не обеспокоиться падением успеваемости в учебных заведениях с совместным обучением, стали искать его причины. Говорить о серьезных научных открытиях еще рано, но некоторые выводы английских психологов и педагогов заслуживают внимания.

Нужно отдать должное: сегодня и наши отечественные педагоги начинают осознавать необходимость личностно-ориентированного подхода. Не все, но очень многое в особенностях характера, способах познания мира, склонностях к тем или другим предметам зависит от пола ребенка. О возрастном развитии и говорить не приходится. Давно известно, что к 13 годам девочки в психологическом развитии значительно опережают мальчиков. Тем не менее, сравнительный анализ их поведения и успехов в учебе в различных школах показывает, что в присутствии сверстников-мальчиков они зачастую больше озабочены не занятиями, а тем, как они выглядят, какое впечатление производят на мальчиков. В женском коллективе им проще сосредоточиться на учебе. К такому же выводу пришла наша соотечественница, заместитель директора образовательного центра «Система-3» Изабелла Лаутерпахт. Посетив несколько частных женских школ Великобритании, она провела опрос среди школьниц, приехавших из России: практически все опрошенные выразили сожаление, что в школе нет мальчиков, но признались, что учиться стали лучше.

В Великобритании школьники имеют право выбирать себе какую-то часть предметов, и совсем не удивительно, что в государственных школах ученицы редко выбирают точные науки. Дело не в способностях, но оказывается, принятый в школах метод подачи материала больше рассчитан на мальчиков. Это обстоятельство вынудило и государственные школы пойти на эксперимент отдельного преподавания точных наук мальчикам и девочкам. В женских школах такой проблемы нет — там процент девочек, выбирающих математику, физику, химию, гораздо выше.

Хотя первые женские школы в Великобритании возникли на волне феминистского движения, сегодня девочек в них обучают не только предметным дисциплинам, но и искусству ведения хозяйства, семейного бюджета Не все ведь захотят делать карьеру, многие рано выйдут замуж и предпочтут дом и быт. Задача школы — не навязать определенную модель, но сформировать личность, способную сделать ответственный выбор.

Проблема негативного влияния телевидения и молодежных журналов на сознание подростков в Великобричании не менее актуальна, чем в России. Так называемая macho cultur,или культура «крутых» парней, сложившаяся в Латинской Америке, давно проникла и в англоязычные страны. Основной ее герой — революционер, бунтарь, крушащий традиции, а следовательно, презирающий образование и подлинную культуру. Средства массмедиа для подростков широко пропагандируют эту культуру. Но проведенные психологические тесты показали, что в мужских школах мальчики менее подвержены ее влиянию. Оказывается, именно перед девочками им хочется выглядеть этакими бунтарями. На самом деле большинство из них лучше, чем они представляются. В мужском коллективе им проще оставаться самими собой.

Даже без macho cultur многие занятия (музыка, театр) кажутся юношам зазорными, не мужскими. Обидно, если из-за подростковых комплексов не раскроются способности. Но в большинстве случаев и эти комплексы проявляются именно перед сверстницами. В шотландской мужской школе Merchiston в Эдинбурге почти все ученики занимаются музыкой. В школе с совместным обучением такое невозможно С драматическим искусством проще: оно является обязательным предметом в британских школах. Не все станут артистами, но обретут навыки публичного выступления, которых часто так не хватает даже очень способным студентам.

Раздельное обучение в Великобритании не означает отсутствия контактов с представителями противоположного пола. Существует традиция школ-побратимов, когда расположенные недалеко друг от друга мужская и женская школы как минимум раз в три месяца проводят совместные мероприятия Особенно это распространено среди шотландцев, бережно хранящих свои культурные традиции: поскольку национальные шотландские танцы — парные, им без совместных балов просто не обойтись. Например, мальчики из упоминавшейся школы Merchiston как минимум раз в месяц встречаются с ученицами женской школы St George, также из Эдинбурга. Каждый триместр школы-побратимы ставят спектакли, вместе проводят скаутские мероприятия. В Великобритании развита программа социальной помощи домам инвалидов и престарелых. Эти мероприятия мужские и женские школы также проводят совместно.

Идею раздельного обучения можно принимать или не принимать. Но надо понимать, что ученики «однополых» школ социально адаптированы, открыты миру не в меньшей степени, чем их сверстники из школ с совместным обучением.

Леонид Виноградов
"Элитное образование"