УЖАСЫ ПО-АНГЛИЙСКИ

Популярное



УЖАСЫ ПО-АНГЛИЙСКИ


"В АНГЛИЮ, С ЛЮБОВЬЮ"   Т.А. Лавыш, А.Л. Русяев, В.С. Шахлай


"Странность" англичан заключается и в их любви ко всему сверхъестественному, мистически- мрачному. Самые зловещие преступления совершались на улицах старого Лондона, а самые симпатичные привидения до сих пор водятся в шотландских замках и гостиницах викторианского типа.

Читая английские детективы, можно заметить, что к убийству их авторы, а, следовательно, и герои-преступники относятся как к искусству. Убийство в английском детективе должно быть совершено с большим вкусом, с соблюдением приличий и способом, приемлемым для хорошо воспитанного буржуа.

Томас де Куинси в 1827 году написал специальный очерк о художественном аспекте убийства, в котором утверждал, что "...для разработки утонченного убийства мало двух олухов, один из которых хочет, а другой дает себя убить, недостаточно ножа, кошелька и плохо освещенного переулка. Для подобного мероприятия признано необходимым все: организация дела, свет и тень, поэзия, чувство... Люди вообще довольно кровожадны, жаждут обильного кровопролития... Однако рафинированный вкус знатоков, посвященных, более изощрен".

Именно такой вкус присутствует в романах Агаты Кристи. Ей удалось показать, как в маленьких английских городках за спокойствием провинциальной жизни скрывается немало тайн и низменных желаний, толчком к раскрытию которых часто становится убийство. Оно врывается в жизнь этих провинциалов как спасение от скуки, в которой они пребывают.

Всем известна любовь и весьма серьезное отношение англичан к привидениям: старые дома, в которых, по свидетельствам "очевидцев", проживают привидения, часто пользуются большой популярностью у потенциальных покупателей или квартиросъемщиков и даже могут по этой причине вырасти в цене...

В Великобритании существует своеобразный вид развлечения для туристов, так называемые ghost walks - прогулки с привидениями. Вы совершаете прогулку, например, по вечернему Лондону, и вашим гидом выступает некий Томас, который, как он сам вам поведает, умер на виселице аж в 1845 году, но "был обречен на вечные скитания в ночи". Несмотря на это, похоже, Томас не растерялся и обратил свою личную трагедию на пользу британскому туристическому бизнесу. Умело обходя стороной освещенные улицы деловой части Лондона, он проведет вас по темным и мрачным закоулкам и кладбищам, сопровождая свою экскурсию щекочущими нервы рассказами о лифте, в который вселилась нечистая сила, о поваре, которого самого сварили живьем и т. д., а также многочисленными трюковыми эффектами. И, как всегда, это будет приправлено соответствующим ситуации юмором. Например, ваш сопровождающий обращается к группе: "Поднимите руки me, кто хотя бы раз в жизни был в театре? - лес рук в ответ.- На футболе? - то же самое. - На публичной казни?"- и, не дожидаясь вашей реакции, сам радостно выбрасывает руку вверх.

Заканчивается прогулка в пабе, в котором (как вы догадались?!) тоже обитают привидения. Там, при электрическом освещении, несмотря на утверждения рекламного проспекта, что "от Томаса попахивает могилой", он предстанет перед вами обычным человеком, который с удовольствием выпьет кружечку, поговорит "за жизнь", поинтересуется, кто откуда приехал и покажет несколько замысловатых карточных фокусов.

Мрачные и жестокие страницы есть в прошлом каждой страны. Однако, например, испанцам, испытывающим страсть к кровавой корриде, вряд ли придет в голову смаковать орудия пыток и методы "работы с населением", которыми пользовалась инквизиция (а уж в этом деле ей не было равных - достаточно вспомнить "Гойю" Л. Фейхтвангера или "Колодец и маятник" Э. По). Но период господства инквизиции и ее последствия оказались слишком тяжелыми для страны, чтобы кому-либо хотелось часто вспоминать о том времени.

В Англии не было инквизиции, и потому там существует несколько иной взгляд на вещи. В Лондоне находится центральный музей ужасов и пыток The Dungeons, а в Йорке - его филиал. Экспонаты этих музеев повествуют обо всех самых мрачных сторонах истории страны последнего тысячелетия. Многие из экспонатов двигаются. Их всхлипы и стоны кажутся настолько правдоподобными, что моментами, даже несмотря на присутствие вокруг множества живых людей, посетителю становится не по себе.

Вот прокаженные склонили к земле свои скорбные лики изгоев; того, кого пощадила проказа, захватила в свои не менее цепкие объятия чума. Одна из эпидемий бубонной чумы, которая поразила Лондон в средние века, унесла в течение нескольких месяцев жизни почти 70 тысяч человек.

Вот перед нами семья, члены которой предпочли самостоятельно покончить счеты с жизнью, чтобы избежать более мучительной смерти. Другие уже заранее зашивают себя в мешки, чтобы облегчить работу могильщикам, которые с криками: Bring out your dead! - Выносите своих мертвецов! - ходят по улицам с тележками.

Вот директор школы для мальчиков, который убивал непослушных учеников, а трупы прятал у себя в шкафу... А здесь "любитель анатомии" - the Resurrectionist выкапывает на кладбище тело недавно умершего. В XIX веке the Resurrectionists пытались таким образом изучать человеческий организм и даже предпринимали по- пытки оживлять трупы при помощи добытых на кладбище органов.

Проходим под виселицей, содрогаясь под немигающим взглядом викторианского палача, и видим священника, совершающего рутинный обряд рядом с только что обезглавленным королем Карлом 1. Здесь можно в подробностях ознакомиться с "похождениями" Джека Потрошителя, которому посвящена целая секция музея. Кстати, здесь же посетитель узнает, что, оказывается, гильотину изобрели вовсе не французы. Йоркширские "умельцы" придумали ее еще в тринадцатом веке, и отличалась она от своей французской "товарки" только тем, что у нее лезвие топора имело классическую форму и крепилось к каменному блоку, в то время как на изобретении доктора Гильотена применялось лезвие диагональной формы.

Что ж, можно констатировать, что извечный спор между Францией и Англией в данном случае разрешился в пользу последней.

 
Выбрать книгуСодержание