МВА. Россия

Популярное



МВА. Россия


ПРОГРАММЫ МВА В РОССИИ


Мастер делового администрирования (МВА) - учебная программа, которая дает людям с высшим образованием и опытом работы возможность получить углубленные знания в области бизнес-управления. Программа рассчитана на то, чтобы в результате теоретических и практических занятий подготовить руководителей высшего звена. Наш корреспондент решил выяснить, какой спецификой обладают программы МВА в России, и в качестве примера для своего исследования выбрал Бизнес-школу Государственного Университета Высшей школы экономики.

Модель

При создании бизнес-школы за основу была взята европейская модель проведения учебных программ, в частности, модель Крэнфилдской школы менеджмента, и в роли ориентиров для российской программы - классический менеджмент и высокое качество преподавания. Однако, эти позиции являются общими только в некоторой степени, ведь перенести образовательную систему британской бизнес-школы в Россию и добиться успеха в ее использовании здесь вряд ли возможно.

Различия

Основные различия между школами скрываются в организации учёбы и наборе предметов, составляющих курс. Дело в том, что как в Крэнфилде, так и в школах менеджмента в США, выдающих дипломы МВА, практикуется дневная форма обучения, причем происходит оно по методу "полного погружения". Это значит, что студенты на время обучения оставляют за пределами своих интересов работу, семью и бытовые проблемы. Учащимся обеспечивают проживание в кампусе и питание. Интенсивность курса достигается за счёт использования дневного рабочего времени и благодаря большим внеклассным заданиям, которые все студенты обязаны выполнять.

В России взять за основу такую систему образования пока очень сложно. Во-первых, это получается слишком дорого для российских предпринимателей, которые хотели бы обучаться МВА: совсем немногие могут позволить себе заплатить за учебу порядка $8000 и, кроме этого, на полтора года оставить своё дело.

Во-вторых, российский бизнес обладает ещё одной специфической особенностью. "Дело в том, что в российских компаниях скорость карьерного роста очень велика", - сказал в интервью декан бизнес-школы ГУ ВШЭ и заместитель Председателя Экспертного совета Президентской программы подготовки управленческих кадров профессор Сергей Филонович, - "...и поэтому уход на год-два из реального бизнеса сильно тормозит карьеру". По названным причинам, курс московской бизнес-школы ориентируется на вечернюю форму обучения и включает 1100 учебных часов вместо 2200 в западных дневных программах.

Содержание программы

Кроме того, специфика российской экономики заставляет изменять и содержание программы МВА европейского типа. Большинство западных курсов, по словам Сергея Филоновича, абсолютно не адаптированы к российским реалиям. А студенты хотят знать, как вести бизнес здесь, а не где-либо ещё". Преподаватель налогообложения бизнес-школы ГУ ВШЭ Антонина Стёпина отмечает: "Мы не могли не учитывать российские особенности, потребности российских руководителей. У нас другой рынок, другие условия функционирования бизнеса. Поэтому мы стараемся адаптировать программу, дополняя её некоторыми дисциплинами, которые в Крэнфилде не читают, например, особенности налоговой системы или бухгалтерского учёта". Но всё же привлечение западных профессоров для школы неизбежно, поскольку иностранцы читают крайне специфические курсы, которые никто в России не смог бы прочитать в принципе.

Если говорить о том, как своеобразие российского бизнеса влияет на черты программы МВА в нашей стране, то следовало бы выделить такой феномен: важным фактором, формирующим спрос на услуги бизнес-школ в России, является "вакуум общения", в котором находятся управленцы высокого уровня. "Они в большинстве случаев не имеют поблизости единомышленников, специалистов с равным интеллектом" - слова исполнительного директора бизнес-школы ГУ ВШЭ Ольги Грищенко. Однако, потребность в профессиональном развитии рождает в предпринимателях тягу к общению, диалогу, обмену опытом. И на этом этапе они расценивают бизнес-школу как некий клуб, где можно встретить полезных в этом отношении людей. "Приходя к нам, они задают вопрос: "А с кем я буду сидеть?""- говорят преподаватели. И здесь, конечно, ключевую роль играет то, насколько высок интеллектуальный, профессиональный, социальный уровень студенческого состава.

Трудоустройство с российским дипломом МВА

Безусловно, такой подход к бизнес-образованию в какой-то мере ограничивает выпускников школ рамками узкой, российской специализации. Но стоит ли, получив МВА в России, искать работу в Европе или США? На этот вопрос декан Бизнес-школы ответил так: "Наша страна предоставляет достаточно возможностей для успешного ведения бизнеса. Даже если уровень доходов в России на первых порах меньше, чем на Западе, то скорость карьерного роста в российских компаниях может быть намного выше, поэтому есть возможность наверстать упущенное. Учиться надо в той стране, где собираешься работать". С другой стороны, на Западе российские специалисты могут подвергаться определённой дискриминации со стороны работодателей - их зарплаты иногда меньше зарплат, которые получают "родные" специалисты того же уровня. Кроме того, среди отечественных экономистов можно наблюдать скрытую эмиграцию, когда работа на зарубежные компании осуществляется через Интернет, не выходя из дома.

В России менеджеры, прошедшие курс МВА, могут рассчитывать на стартовую зарплату на 20% выше той, что они имели раньше, и на более быстрое трудоустройство, чем остальные соискатели. Но всё же решающим фактором будет опыт, который специалист имел до получения диплома МВА.

Что касается менеджеров, получивших диплом МВА в Европе или США, и приехавших заниматься бизнесом в Россию, то они могут столкнуться с тем, что их знания, полученные в той стране, где они обучались, окажутся не совсем адаптированными к российским условиям. Будет крайне сложно объяснить иностранцу, что в стране существуют такие вещи, как чёрный нал, серый нал, множественность налоговых схем, и другие реалии российского рынка.

Материал предоставлен журналом Passport to a Career
(Работа, бизнес, учёба за рубежом)