Среднее образование. Австрия

Популярное



Среднее образование. Австрия


Система среднего образования

Австрийцы идут в школу в шесть лет и учатся 9 лет. Сначала четыре года они занимаются в начальной школе (Volksschule). По окончании дети выбирают один из двух типов школ: основную (Hauptschule), где учатся еще пять лет, или среднюю общеобразовательную, в которой нужно учиться восемь лет. Можно также поступить в более престижную гимназию (Allgemeinbildende Hoehere Schule, AHS/Gymnasium), но это нелегко - в стране насчитывается всего около 320 гимназий, где обучается 360 тыс. учеников.

Обучение в Hauptschule ориентировано на дальнейшее профессиональное образование, хотя способным учащимся предоставляется возможность перейти в гимназию. Математика, немецкий и иностранный языки изучаются по программам трех уровней сложности. Лишь изучение этих дисциплин на высшем уровне дает право продолжить образование в гимназии.

Гимназия (классическая и реальная) - более престижный тип школы, окончание которой дает право поступать в университет. При сходстве учебных планов обучение в гимназии более фундаментально, большое количество часов отводится на изучение современных иностранных и классических языков. Высокий уровень знаний обеспечивают преподаватели - выпускники университетов. Обучение в полных средних общеобразовательных школах завершается экзаменом на аттестат зрелости.

Частные школы

В качестве альтернативы государственным школам выступают частные, так называемые "свободные" школы. Достаточно широко представлены вальдорфские школы, в основе педагогической концепции которых учение Рудольфа Штайнера о воспитании свободной личности, развитии творческих начал и "пробуждении" скрытых природных задатков. Большая роль в программах этих школ отводится эстетическому воспитанию детей.

Профессиональное образование

Система профессионального образования предполагает 1-4 года обучения в зависимости от типа школ и избранной профессии. Особую группу в системе профессионально-технических учебных заведений Австрии составляют обязательные профессиональные школы, где без отрыва от производства обучаются подростки, поступившие учениками на предприятия.

Материалы предоставлены журналом "Обучение за рубежом"

Письмо из Австрии: КЕМ БЫТЬ?

Когда-то наши дети мечтали стать космонавтами, а вот австрийские хотят только стабильного заработка.

На жительство в Австрию мы переехали несколько лет назад. Пришло время, и нашего семилетнего сына мы отдали в ближайшую начальную школу. Язык он освоил довольно быстро, и несложные домашние задания обычно делал сам, поэтому я удивилась, когда он вдруг попросил моей помощи. Сын сказал, что им дали заполнить анкету на тему “Кем ты хочешь стать?” с очень сложными вопросами. Уже на втором: “Каково соотношение мужчин и женщин, работающих в данной области?” - запнулась и я. Дальше же пошло и вовсе непонятное.


“Сколько денег ты рассчитываешь получать в начале своей трудовой деятельности?” “Сколько будешь зарабатывать в середине трудового пути?” “Какую максимальную сумму можно заработать, обладая выбранной тобой профессией?” И в конце еще что-то об опасности профессии для здоровья.

Проблема выбора профессии на этом фоне как бы отошла на второй план. Надо было сосредоточиться на других, более сложных вопросах. Над будущими заработками я промучилась особенно долго. Какие-то цифры складывала в столбик, пришлось даже звонить знакомым для уточнения сумм возможных доходов. В ответе на последний вопрос мы (ура, сумма известна!) написали “Нобелевская премия”, потому что ребенок хотел стать микробиологом.

На следующий день я ждала школьного автобуса, немного волнуясь: вдруг дотошная учительница придерется к цифрам, или выбор сына по сравнению с выбором одноклассников покажется слишком узкоспециальным, лишенным полета фантазии? Нет, я не имею в виду обязательного когда-то в СССР космонавта, но какой-то эквивалент должен же в Австрии быть? Оперный певец или горнолыжник, или бравый полицейский в красивой форме. Чем больше было ожиданий, тем сильнее меня потряс результат. “Половина на половину, - сказал сын. - Половина мальчиков хотят стать фермерами, а половина - тишлерами”. То есть столярами.

- То же самое, только парикмахершами и воспитательницами в детском саду.

Господи, даже бизнесменом никто не хочет. Когда я пришла в себя, то попыталась понять: откуда такое приземленное однообразие? Первая мысль: школа деревенская, то есть находится в сельской местности. Но эта сельская местность - одновременно и небедный пригород, где вперемешку живут фермеры, университетские профессора и высокооплачиваемые служащие. Не то чтобы местные дети всю жизнь провели в коровнике, где привычка к физическому труду сузила кругозор и опростила мечты.

Хотя при чем тут мечты? Анкета явно предполагает, что не при чем и что выбор профессии - это вопрос трезвого расчета или, вернее, подсчета. И что удивительно - сами дети хорошо понимают, на чем строится здешнее благополучие: цель должна быть близка и конкретна, а достижение ее - приносить ощутимые плоды.

Хорошо производить вещи и предоставлять услуги, спрос на которые вряд ли когда-нибудь иссякнет, а еще лучше, если обучиться соответствующей профессии можно сравнительно быстро и без особых усилий, не кончая университетов и не отодвигая надолго начало самостоятельной жизни. Востребованная профессия, стабильный заработок, достойное существование - эта несколько абстрактная цепочка ценностей должна быть подкреплена конкретными цифрами. Легко представить себе, например, такую ситуацию: придет какому-нибудь ребенку в голову, что он хочет стать художником, начнет он анкету заполнять, подсчитает и ужаснется. А родители с облегчением вздохнут.

Школьная анкета отражает уже существующие в обществе ценности или их формирует, то есть в воспитательных целях указывает детской мысли правильное направление, - вопрос диалектический. Но вот в чем я почти не сомневаюсь - местные дети заполняли ее без помощи родителей. Что ж, наверное, так оно и лучше.

Елена САПРЫКИНА

Материал предоставлен газетой "Заграница"