Четырехгодичные колледжи и университеты

Популярное



Четырехгодичные колледжи и университеты


"АМЕРИКАНСКОЕ СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РОССИЯНИНА"
Ильдус Нургалиев


Россияне, начиная знакомиться с системой высшего образования в США, думают, по аналогии с советской и российской системой, что колледжи, так же, как училища и техникумы в нашей стране, являются промежуточным звеном между университетом и средней школой, что они по иерархии степеней несколько ниже, чем университеты. Это не совсем так. Термины "колледж" и "университет" почти взаимозаменяемы в контексте американского образования. Что касается присвоения и употребления терминов "колледж" и "университет", то не только нет четкого их определения и разграничения, но и отсутствуют законодательные или официально закрепленные критерии их присвоения учебному заведению. Возможно, например, некоторым родителям, - таким, которые иногда во время консультаций говорят, что они хотят, "чтобы мой ребёнок учился обязательно в университете, а не в колледже", - будет неожиданно узнать, что официальное название одного из самых престижных и крупнейших университетов мира - Гарвардского: Гарвардские и Радклифские Колледжи.

Колледжи могут представлять собой самостоятельные учебные заведения, а также быть составной частью более крупных вузов, которые называют себя университетами. Правильно будет считать, что колледжи, как правило, присваивают степень бакалавра (и иногда только эту степень), а университет - это высшее учебное заведение, где помимо graduate программ с присвоением степени Магистра, докторских программ с присвоением степеней Ph.D. (доктора философии) и других аналогичного уровня также достаточно большой акцент делается на научно-исследовательской работе. Поэтому за первые четыре года учебы после средней школы получаемая степень Bachelor of Sciences или Bachelor of Arts никак не отражает, называлось ли соответствующее учебное заведение колледжем или университетом. А для дальнейшей учебы нужно разбираться есть ли в соответствующем вузе программа, которая вам подходит.

В США существуют около 2000 традиционных четырехлетних учебных заведений высшего образования. Каждое из них имеет ту или иную специфику в области программ и специальностей, а также требований, предъявляемых к поступающим. Эти требования и правила определяются самими учебными заведениями.

Существуют колледжи и несколько необычных видов. Исторически, часто колледжи образовались как учебные заведения отдельно для мужчин и женщин, и далее они начали принимать лиц противоположного пола. Очень небольшое количество учебных заведений так и осталось мужскими либо женскими. Есть колледжи, которые отдают предпочтение представителям определенных меньшинств, например, афроамериканцам. Таких вузов очень мало.

Исторически многие университеты выросли из небольших учебных заведений, созданных в свое время по инициативе и при поддержке религиозных сообществ, из школ, которых в Российском историческом контексте можно было бы назвать церковно-приходскими. Поэтому многие из них и до сих пор в своем названии имеют слова "христианский", "католический", "баптистский" и т.д. Эти слова в названии в настоящее время практически имеют лишь историческое значение, и эти учебные заведения давно перестали быть религиозными, являются обычными учебными заведениями светского характера. Эти названия лишь напоминают ту далёкую, ныне романтизируемую эпоху, когда переселенцы из Европы, преодолевая огромные лишения, достигали Нового Света ради Свободы, в частности, религиозной и экономической. И как только устраивался примитивный быт, тут же закладывалась местная церковь и школа.

Государственные и частные

Университеты и колледжи по основному способу финансирования разделяются на государственные и частные. В обеих категориях с равной степенью могут быть учебные заведения с высоким качеством подготовки. Государственные учебные заведения финансируются из средств штата, а также частично из оплаты студентов и частных пожертвований.

В государственных учебных заведениях существует разительно отличающаяся оплата за учебу трем категориям студентов: для жителей местного штата, куда данное учебное заведение относится, цена за учебу фактически символическая (в пределах 5000 долларов США за учебный год, порой даже около 1000 долларов). Американцам из другого штата оплата значительно выше: в два, а то и в три с половиной раза от оплаты студентов данного штата. Наиболее высокую оплату приходится платить иностранцам, если они не получают финансовой помощи и не являются студентами, поступившими в американский университет по обмену.

Можно также утверждать, что, как правило, оплата за учебу в государственных учебных заведениях даже студентам из других штатов и иностранным студентам заметно ниже, чем в частных учебных заведениях. В американском обществе бытует мнение о меньшей престижности учебы в государственных учебных заведениях, нежели в частных. Причем такая точка зрения не очень коррелирует с самим качеством образования.

Частные колледжи и университеты, как правило, не принадлежат частным лицам, как можно было бы подумать, исходя из их названия. Такие учебные заведения, которые как собственность принадлежат частным лицам, составляют не более 3 процентов. Типичные частные университеты принадлежат самим себе и не являются собственностью государства, в этом смысле они являются частными. Высшим, своего рода аналогом законодательной государственной власти является совет попечителей (board of trustees), который утверждает президента и генерирует стратегические ориентиры дальнейшего роста вуза.

Государственные же университеты бывают двух типов:

  1. Научно-исследовательские университеты;
  2. Университеты типа земельного гранта и морского гранта.
Научно-исследовательские университеты, помимо программ учебного характера, большое внимание уделяют научно-исследовательской деятельности и привлечению студентов к научным и технологическим разработкам. В этих университетах более значительное внимание уделяется фундаментальной науке. Как правило, каждый штат имеет хотя бы один университет научно-исследовательского типа.

Название университетов типа "земельного гранта" или "морского гранта" восходит к 1862 году, когда Конгресс принял закон Марилла, согласно которому ряд штатов получил земельные участки для основания земельных университетов. Это означает, что в данном университете, помимо традиционных учебных и научных форм деятельности, упор должен был делаться на использование научных и технических достижений в сельском хозяйстве, механизации и машиностроении. Многие университеты этого типа имеют в своем названии аббревиатуру A&M (Agriculture and Mechanization). Многие университеты этого типа называют себя университетами штата.

Ряд университетов, где большой упор делается на подготовку по морским специальностям и ведется большая научно-исследовательская работа в области наук по океанографии и изучению моря, называют себя университетами типа see grant.

Краткосрочные учебные программы без присвоения академической степени

Помимо основных программ с присвоением степени бакалавра либо магистра, многие университеты имеют краткосрочные учебные программы, ориентированные главным образом на профессионалов различных специальностей. В США становится очень популярно, когда специалист в своей профессии либо бизнесе обнаруживает необходимость освоения новых дисциплин, например, в международном праве либо в управлении бизнесом, либо в основах юриспруденции. Люди идут на несколько месяцев с отрывом либо без отрыва от работы в университет, чтобы интенсивно, за короткий период, получить знания в нужной области. Эти курсы и программы могут проводиться не только в традиционные часы занятий, но в вечерние часы либо в летний, каникулярный период.

Этот, казалось бы, не очень типичный для университетов вид обучения довольно бурно развивается, отражая, частично, одну из основных тенденций, свойственных американской высшей школе - ориентацию в сторону так называемых "нетрадиционных" студентов.

Несколько слов об этой тенденции, которой, пожалуй, не избежать и нашей стране после разрешения более срочных и более деструктивных проблем. Несмотря на то, что США принято рассматривать экономически благополучной страной, при более близком рассмотрении обнаруживается, что не всё благополучно и в этой стране. Оставляя для последующих публикаций более глубокую разработку этой темы, здесь упомянем лишь ее проекцию на образовательную систему. "Простой американец" вам эту ситуацию опишет так. Его родителям удавалось обеспечить приемлемый уровень жизни семье, иметь большое количество детей, дать им образование, уверенно двигаться к "американской мечте" несмотря на то, что зарабатывал только отец, а мать воспитывала детей. А в современной Америке приходится работать обоим супругам, порой на нескольких работах, иметь меньше детей, и всё равно цены на высшее образование остаются для такой семьи "кусающимися". Поэтому многие молодые люди предпочитают совмещать учёбу с работой. Многие идут в университет и колледж после ряда лет по окончании учёбы в средней школе (high school). Именно таких студентов университетские аналитики и администраторы именуют "нетрадиционными" студентами.

Однако нетрадиционные студенты начинают потихоньку задавать тон в дальнейшием развитии университетского образования в тех университетах, где руководство чутко следит за новыми веяниями. Это приводить вплоть до преобразования не только учебных программ, академической этики и стандартов, но даже кампуса. Потому что эти студенты говорят: "мы знаем, что мы хотим, нам не нужно навязывать того, чего нам ненужно, мы хотим учиться только у самых лучших профессоров, которые знают, что творится и за пределами кампусов университетов, а не у тех, которые десятилетиями не обновляли материалов своих курсов, нам нужны удобные часы для занятий после работы, удобный подъезд и место для парковки автомобиля, чтобы не тратить драгоценные минуты впустую, нужны чтобы на кампусе были ясли, где хорошие няни присматривали за нашими детьми пока мы учимся".

 
Выбрать книгуСодержание