ВЫБОР КОЛЛЕДЖА

Популярное



ВЫБОР КОЛЛЕДЖА



"АМЕРИКАНСКОЕ СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РОССИЯНИНА"
Ильдус Нургалиев


Выбор колледжа зависит от ряда факторов. Разделим эти факторы на две основные категории:

  • факторы, на данный момент от вас не зависящие;
  • ваши пожелания относительно того, в колледже какого типа вы хотели бы учиться.

К первой категории относятся такие, как финансовое положение вашего спонсора, ваши оценки на момент поступления в колледж, уровень владения английским языком. Ко второй категории относятся следующие вопросы: хотите ли вы учиться в большом городе либо в пригороде маленького городка; хотели бы вы учиться в престижном учебном заведении или вы считаете, что лучше сэкономить финансы и учиться в небольшом, менее конкурентном учебном заведении; какую специальность вы хотите получить; какие климатические и географические факторы для вас более приемлемы и др.

Многие абитуриенты свое представление о наиболее желанном учебном заведении меняют в течение процесса поступления, а то и позднее, начав учебу в колледже по программе Бакалавра либо Магистра. Это вполне понятно. Более того, дело не только в том, что американские студенты рассматривают смену учебного заведения после начала учебы как вполне ординарное явление, но и в том, что происхождение полученных человеком степеней (бакалавра, магистра, доктора философии) из одного и того же вуза в академическом, более неравнодушном всяческим степеням и дипломам, мире рассматривается признаком своего рода провинциальности.

Российские студенты часто спрашивают о градации американских университетов и о том, как их сравнивать между собой. Если учесть, что в США существует немногим более 3600 учебных заведений "постсреднего" образования, то это - вопрос, возникший не на пустом месте. И действительно, в Соединенных Штатах можно встретить ряд методик и способов ранжирования учебных заведений по тому или иному способу, с учётом таких факторов, как размер учебного заведения, расположение, учебные программы, атмосфера, царящая в учебном заведении, количество различных отделений и т.д.

Естественно, одна школа может занять более выгодное положение при таком ранжировании относительно другой по одному критерию и в то же время уступить этой же школе по другому критерию. Более того, я бы оценил способ ранжирования школ как несовершенный, и серьезные эксперты по американской системе образования соглашаются, что совершенное и объективное ранжирование в принципе вряд ли возможно.

Однако в то же самое время существуют более или менее популярные, более или менее общепризнанные способы градации различных школ. Наиболее известный рейтинг, пожалуй, это ежегодно публикуемые тематические выпуски журналов "U.S. News & World Report" и "Business Week". Наиболее разумный путь с точки зрения решения проблемы выбора между различными колледжами, который можно порекомендовать - воспользоваться советом опытного и квалифицированного консультанта. Как правило, такие консультации предоставляются своим потенциальным клиентам серьезными консультантами бесплатно. Причем консультант никогда не сделает выбор за вас, он только поможет вам прояснить ваши пожелания и поможет сделать этот выбор. И выбор в окончательном виде будет сделан вами самими.

На что обращать внимание при выборе учебного заведения?

Приведем ряд факторов, которые традиционно учитываются студентами при выборе учебного заведения.

  1. Стоимость обучения

    Поскольку стоимость обучения в США довольно высокая, этот фактор значительно будет влиять на ваш выбор. Дело не только в том, что от финансовых возможностей ваших спонсоров будет зависеть, насколько дорогие колледжи и университеты вы сможете выбрать, но и в сознательном выборе вашего образа жизни на время учебы. Поэтому нужно рассматривать ряд вопросов следующего характера. Подготовлены ли вы морально и психологически к тому , чтобы учиться напряженно и в то же время работать по совместительству? Будет ли смущать вас то обстоятельство, что вы окажетесь в очень престижной школе, среди студентов из богатых слоев, в то же время на досуг и развлечения у вас не будет достаточного количества денег? Или вы предпочитаете оказаться среди студентов, материальная обеспеченность которых не сильно отличается от вашей? Насколько вы рассчитываете получить материальную помощь, жизненно ли важна такая помощь для вас?

    Такого сорта вопросы порой не лежат на поверхности до начала учёбы, и студенты, планирующие учебу в США, часто упускают эти стороны будущей студенческой жизни, будучи полностью охваченными на этапе поступления решением основной задачи: "оказаться там, далее будет видно", и их может после начала учебы ожидать неожиданные разочарования и стрессы.

  2. Расположение учебного заведения.

    Предпочитаете ли вы жить в большом городе, пригороде города или даже в захолустье? Причем понятие захолустья в США отличается от понятия российского захолустья. По уровню материального обеспечения или ассортимента товаров, доступных покупателю, возможно, в Америке понятие провинции или захолустья даже отсутствует. Несмотря на это, жизнь в Нью-Йорке и жизнь в небольшом поселке в штате Огайо могут отличаться очень сильно по темпу и насыщенности. Поэтому вам нужно определиться, насколько вы, например, небезразличны к бурной культурной жизни вокруг вас и к доступности премьер спектаклей и фильмов, о которых многие говорят, возможности часто ходить на хорошие концерты, в привлекательные и престижные рестораны. Может быть, вы придаёте больше значения не этим атрибутам современной цивилизации, а возможности бродить по берегу океана или в лесу или путешествовать по горам. Эти вкусы будут влиять на ваше принятие решения относительно расположения будущей школы.

  3. Климат.

    Так же, как и Россия, Соединенные Штаты - огромная страна по географическим размерам. Если на севере можно найти регионы, по климату напоминающие север России, то юг США по широте соответствует Северной Африке. Поэтому, если для вас южное солнце и океанские волны являются существенным фактором, вам нужно выбирать среди школ, колледжей, университетов, например, во Флориде, а не в Мэне. А если вы фанат лыжных прогулок и гонок или любитель бродить на лыжах по заснеженным лесным массивам, то как раз штат Мэн очень вам подходит.

    Если вы, например, ненавидите дождливую погоду, которая вас вгоняет в депрессию, то вам можно посоветовать, чтобы вы ещё раз хорошенько подумали, прежде чем принять решение ехать в колледж в штате Орегон. Короче говоря, перед принятием окончательного решения имеет смысл проделать некий географический экскурс в соответствующие регионы, воспользовавшись энциклопедией и другими источниками информации, а также советуясь с консультантом.

  4. Жилищные условия.

    Естественно, важно не только, где вы проведете годы учебы, но и как. Как вы проведете эти годы, значительно будет зависеть от ваших жилищных условий. Предоставляемые варианты решения жилищного вопроса в различных колледжах могут отличаться в значительной степени. Некоторые колледжи располагают большими площадями в виде общежитий и даже настаивают, чтобы младшекурсники жили на кампусе (в студенческом городке) в общежитиях, а некоторые колледжи не имеют общежитий вообще.

    При выборе жилища вам нужно исходить из вашего жизненного опыта и ваших представлений о том, какой стиль жизни вам подходит и позволяет хорошо восстанавливать силы. Приходилось ли вам до сих пор жить в общежитии? А может быть, вам вначале будет более комфортно чувствовать себя под опекой ваших хозяев по квартире и снимать комнату в частном секторе? Важно ли вам завести близких друзей, с которыми вы живете в общежитии, либо вам важнее тишина и покой вечером и в выходные дни, чтобы вы могли спокойнее заниматься уроками?

    Это может звучать парадоксально, но многим выпускникам первые годы учебы больше запоминаются образом жизни и стилем жизни, друзьями по общежитию, внеклассной деятельностью, нежели программами учебы во время занятий. Поэтому правильный выбор жилища и своего бытового окружения имеет огромное значение для плавной и успешной адаптации к системе образования и образу жизни в США, а также успешной учёбы.

  5. Соотношение количества студентов к количеству профессорско-преподавательского состава в колледже и среднее количество студентов в группах.

    Величина отношения количества студентов к числу профессорско-преподавательского состава и среднее количество студентов в группе рассматриваются традиционно как количественные характеристики того, насколько студент в данном университете либо колледже встречает индивидуальный подход. Тем самым считается, что эти величины характеризуют в той или иной мере качество образования в данном учебном заведении. Однако думается, что это слишком абстрактные данные, и по ним трудно судить о качестве преподавания в конкретном учебном заведении. Например, маленькие классы могут иметь не очень талантливых профессоров, в то же время большие группы могут иметь очень талантливых профессоров. Более того, размеры этих групп как раз могут быть обусловлены именно последними обстоятельствами.

  6. Квалификация профессорско-преподавательского состава колледжа.

    Многие университеты и колледжи, чтобы доказать свою престижность и высокое качество преподавания в них, приводят в конце своих каталогов списки своих профессоров и преподавателей с указанием академических степеней и учебных заведений, от которых эти степени преподаватели и профессора получили. Эти данные представляют ценность больше для старшекурсников (аспирантов), которые планируют получать степень магистра или докторскую степень, чтобы определять, найдут ли они в соответствующем колледже преподавателя для руководства их научной работой. Для младшекурсника эти данные имеют небольшое значение, поскольку в большей степени успешность их обучения будет зависеть от умения преподавателей подать учебный материал, а не от солидности ученых степеней этих профессоров. Часто оказывается, что это разные вещи.

Небольшой колледж либо большой колледж?

Размер учебного заведения может иметь существенное значение в степени оправданности ваших ожиданий от американского образования. В больших учебных заведениях вы найдете большее количество отделений, большее количество студентов, большее количество всяких внеклассных мероприятий и т.д. Тем самым вы будете располагать большим выбором в доступе к различным, интересным видам деятельности. В то же самое время в большом учебном заведении легко раствориться в толпе, то есть оказаться одиноким среди большого количества людей и не иметь индивидуального подхода со стороны преподавателей и наставников. В таких учебных заведениях вам предстоит в большей степени полагаться на себя в планировании вашего обучения, устройстве быта и принятия других важных решений.

Кроме того, различия между крупными и небольшими колледжами, между знаменитыми названиями и малоизвестными учебными заведениями преувеличены абитуриентами, поступающими в американские учебные заведения. Эти отличия более или менее важны для старшекурсников для окончания учебного заведения, а также для получения академической степени соответствующего вуза. Для российского студента, начинающего же свою учебную карьеру, эти отличия малосущественны, кроме того, есть определенные плюсы у маленьких учебных заведений. А перевод из вуза в вуз в США рядовое явление, в полную противоположность с ситуацией вРоссии. Поэтому, думается, что многим российским студентам для начала учёбы в американском колледже более рекомендуемо оказаться в ситуации, когда между студентами не очень высокая соревновательность и есть возможность плавно адаптироваться к новой учебной ситуации, находя более заботливое окружение. А если мечта стать выпускником американского университета с громким именем выживает и дальше, то в вашим распоряжении американская система перехода из вуза в вуз.

Традиция начинать учебу в недорогих и менее престижных вузах, далее пререходить в более знаменитые заведения и заканчивать с их степенями - это не только способ экономии денег на учебу, но также показатель по признанию крупных работодателей динамичного роста и активной жизненной позиции молодого специалиста. Аналитики рынка труда отмечают четкую тенденцию более благосклонного отношения рекрутеров и менеджеров по подбору персонала солидных компаний к тем выпускникам вузов, которые добивались высот (академических, профессиональных) постепенно шаг за шагом своим упорством и способностями нежели тем, кто с самого начала оказался в самой дорогой и престижной школе благодаря тому, что могли себе это позволить.

Как относиться к рекламным брошюрам?

Многие колледжи присылают бесплатно при первом же обращении буклеты, брошюры, а иногда и другие печатные материалы. На них изображены очень привлекательные сцены из студенческой жизни, виды на кампусе, очень привлекательные пейзажи. Но вы должны относиться к этим материалам так же, как опытный покупатель относится в целом к рекламе: перед вами реклама, представляющая одного из поставщиков огромного образовательного рынка, одного из тысяч. Как правило, в этих материалах реальность приукрашена и коммерчески отполирована до такой степени, что потенциальному покупателю-новичку может показаться, что он имеет дело чуть ли не единственным в своём роде, уникальным до неповторимости, наилучшим до идеальности учебным заведением. В то же время, как разумный покупатель, вы должны суметь в этих материалах оценить и объективную информацию о том, что вас ожидает как "потенциального потребителя".

Как относиться к российским фирмам, предлагающим свои услуги по содействию к поступлению в зарубежные вузы?

Отвечу примером. Однажды произошел следующий примечательный эпизод. В мае 1996 года Директор Приёмного Отделения (Director of Admissions Office) Бостонского университета и я приехали из Бостона в Москву для участия в студенческой ярмарке, проводимой Американским Образовательным Центром. Нам сообщили, что циркулирует некая рекламная информация, содержащая предложение "принять документы от имени Бостонского университета", хотя у нас и в мыслях не было кому бы то ни было делегировать такие полномочия. У нас такая информация не могла не вызвать любопытства. Обращаясь, по просьбе Директора Приёмного Отделения, к соответствующему "представителю" по-русски, я почерпнул массу сведений, которые, мягко выражаясь, расходились с моими представлениями о нашем университете. Отсюда мораль: постарайтесь выяснить по мере возможности, какое отношение всё-таки "представитель" (или организация) имеет к зарубежному вузу, обладает ли он или она соответствующим образованием и компетенцией. Обратите внимание, не "помогает" ли вам поступить в американский вуз "представитель", знающий соответствующий американский университет меньше, чем вы сами.

Американская Ассоциация Работников Международного Образования устанавливает профессиональные и этические нормы, которым должны удовлетворять специалисты, консультирующие абитуриентов американских вузов. Как член этой организации, я охотно помогу российским коллегам повышать качество их сервиса до должного уровня, что приведет отнюдь не к "лишним хлопотам", а к более качественному сервису, что в конечном счёте оправдается и экономически. Американский Международный Образовательный Сервис "Гармония" задуман, в частности, для помощи российским фирмам, консультирующим студентов об образовании в США. Как вы, наверное, заметили, я не призываю абитуриентов не воспользоваться услугами, например, туристических фирм, которые пробуют свои силы в данной области, несмотря на её специфичность, требующую высокой компетенции и знания американской системы образования. Я призываю, чтобы эта сфера быстрее переросла этап, когда, как мне жаловались некоторые администраторы американских университетов, студентам консультанты в лучшем случае оказывают помощь в заполнении анкет и их отправке, а то и просто продают бесплатные анкеты, запрашивая их от университетов в качестве потенциального абитуриента.

 
Выбрать книгуСодержание>